Куда можно устроиться если ты каллиграф. Каллиграфия как способ заработка

На самом деле, вам не нужны причины для того, чтобы начать изучать каллиграфию, помимо “потому что я хочу”. Но на случай, если вам все-таки нужна мотивация, или же вы не знаете, где найти идеи, чтобы применить свои новые навыки, то эта статья придет вам на помощь!

1. Это хорошо для вашего психологического здоровья

Вы заметили, наверное, что большинство уроков по каллиграфии начинаются приблизительно так: “Включите любимую музыку, сделайте себе чашку чая и наслаждайтесь процессом.” В мире, где мы все время подвергаемся постоянной бомбежке информацией, очень полезно заблокироваться от всего этого и выделить время на себя. Заниматься каллиграфией под хороший фильм, имея под рукой вкусняшки – это практически терапия. Чем больше приятных вещей вы подготовите для занятий каллиграфией, тем больше удовольствия вы получите от нее (и тем быстрее вы улучшите свои навыки). Улучшение навыка напрямую зависит от того, насколько вам нравится процесс обучения. Мы должны делать нашу жизнь настолько приятной, насколько это возможно, и если каллиграфия поможет вам в улучшении вашей жизни, то тогда вам не нужны никакие другие причины, чтобы начать ею заниматься.

2. Возраст не имеет значения

Вы можете обучиться каллиграфии в любом возрасте. Нам очень долго говорили, что чем старше человек, тем сложнее ему учиться, но это не так. Конечно, если речь идет о каких-либо физических недостатках, которые приходят с возрастом (к примеру, дрожь в руках), здесь сложно поспорить. Но если вас останавливает лишь ваш возраст – отбросьте эти мысли! В любом возрасте любое обучение благотворно влияет на мозг и расширяет ваше мировоззрение. Также можно обучать каллиграфии и детей, чтобы развить мелкую моторику и улучшить деятельность мозга в целом. Все зависит от вас!

3. Вы сэкономите кучу денег, устраивая свадьбу или другое большое мероприятие

Среди практических преимуществ, которые дает нам каллиграфия, находятся и большие мероприятия. Если вы обучитесь каллиграфии, то вы сэкономите массу денег, подписывая все самостоятельно, ведь каллиграф просит достаточно крупную сумму за свою работу. Вот список того, что можно сделать с помощью каллиграфии, и за чем обращаются к профессионалам:

  • Конверты, естественно: сам конверт, открытки, приглашения, открытки с благодарностями.
  • Дизайн пригласительных открыток
  • Дизайн меню
  • Свадебный сайт
  • Свадебные сертификаты

И это далеко не все, что может понадобиться для свадьбы. Также эти вещи могут использоваться и для других крупных мероприятий. И, согласитесь, приятнее будет создавать все это самостоятельно, экономя деньги и вкладывая частичку себя в мероприятие.

4. Вы будете производить впечатление

Еще одна позитивная сторона каллиграфии – это возможность отправить красивое письмо. Теперь, прежде чем вы ответите, “Я не веду переписку по почте,” хотелось бы показать вам несколько ситуаций, в которых отличная каллиграфия пришла бы на помощь. Давайте представим, что вы идете на собеседование и вы хотите после этого отправить открытку с благодарностью, которая выделит вас среди остальных. Красивая каллиграфия и потрясающий конверт расскажет о вас больше, чем вы можете себе представить. Они расскажут, что вы креативны, уделяете внимание деталям и стремитесь впечатлить людей – как клиентов, так и коллег.

А еще вы можете можете захотеть отправить письмо кому-то, кто получает тонны писем в день (какому-то важному человеку, занимающему высокую должность). Красивый конверт безусловно вызывает желание заглянуть в него, что повышает шансы на то, что ваше письмо прочтут.

5. Вы можете сделать уникальную айдентику

Возможно вы заметили, что все больше и больше фирм используют каллиграфию, как часть своей айдентики. Кроме того, что это красиво выглядит, каллиграфия шлет несколько уникальных сообщений. Она говорит, прежде всего, что данная фирма будет больше времени уделять на своих клиентов, ведь каллиграфия занимает больше времени, чем просто лого, когда дело доходит до создания сайта, визитки и т.д. Также она придает ощущение человечности, что лучше, чем вещи, созданные компьютером.

Иногда каллиграфия отображает дух компании лучше, чем что-либо другое. К примеру, логотип на изображении ниже был создан для фотографа, чьи работы имеют особую душу, классическую, артистичную и вдохновляющую. И что может быть лучше для такого фотографа, как не каллиграфическое лого?

6. Вы можете добавить каллиграфию в свои творения

Очень приятно использовать каллиграфию в скетчбуках и иллюстрациях. В последнее время есть очень много художественных вещей, в которых используют и иллюстрацию, и каллиграфию. Каллиграфия – это эффективный способ коммуникации, красивый и впечатляющий. К примеру, каллиграфия и акварель отлично сочетаются, и с их помощью можно создать карту.

7. Каллиграфия – это не дорого

Если вы хотите обучиться каллиграфии, но вас останавливает мысль о том, что это может быть дорого, то лучше отбросить этот миф. Инструменты для каллиграфии не стоят столько, сколько вы себе представляете. Чтобы сэкономить, попробуйте поискать варианты инструментов в интернете.

Настоящее счастье, когда работа - это любимое хобби, возможность реализовать себя, каждый день узнавать новое и черпать вдохновение из всего, что окружает. Если вы о чем-то мечтаете, но боитесь, что у вас не получится - отбросьте сомнения! Конечно, путь к работе мечты полон трудностей, он требует силы и упорства, но, поверьте, оно того стоит. История каллиграфа Яны Бойко - яркое тому подтверждение. Яна вдохновляет своим примером, вселяет веру в себя и свои силы в тех, кто мечтает найти свое призвание.






О пути в каллиграфию

Привет, меня зовут Яна, и я занимаюсь каллиграфией с 2015 года. У меня как раз тот случай, когда любимое дело стало моей ежедневной работой.

Каллиграфия попала в мою жизнь случайно. Я училась на архитектурном факультете, где мне было очень скучно, и решила, что нужно как-то разнообразить свою жизнь. Я занялась акварельной иллюстрацией и делала открытки. Ко мне пришла девушка и сказала, что увидела мои работы и хочет такие же свадебные пригласительные. Я взялась помочь, хотя раньше с ними никогда не сталкивалась. Когда ко мне обратились за пригласительными, подписанными пером, я согласилась, хотя понятия не имела, как им писать. У меня была неделя, чтобы научиться и отдать работу. Я говорю «да!» всему, что мне кажется интересным.

На мой первый мастер-класс меня подбил мой друг из Харькова. Тогда я была, пожалуй, не очень готова проводить его. Я из Днепра, и в Харькове не была до этого ни разу. За неделю до начала я подготовила все материалы и прописи для занятия, но когда собиралась ехать, забыла прописи дома.

Чуть позже я бегала по субботнему утреннему городу в поисках работающей полиграфии, так много нервничала и переживала, что подруга, которая поехала со мной, напоила меня шестью таблетками валерьянки, которая подействовала аккурат посреди занятия. И вот стою я, рассказываю о буквах, понимая, что из головы вылетело почти все, о чем я собиралась рассказывать. Выходила за дверь подышать я раз 10 за 6 часов занятия. Посреди занятия выяснилось, что администраторы напутали с расписанием и поставили в этом же помещении еще одно мероприятие, но валерьянка тогда уже сделала свое дело, и я, не обращая внимания на окружающие обстоятельства, продолжала спокойно рассказывать и помогать писать другим красивые буквы. Тогда я получила колоссальный опыт, без которого не смогла бы дальше провести ни одно занятие.

Для того, чтобы начать заниматься каллиграфией, я пошла в магазин, купила чернила, несколько плоских и острых перьев и стала писать. Я старалась развивать свой навык, писала по несколько раз в неделю, и мне казалось, что этого достаточно, но сейчас я пишу каждый день, и мне кажется, что этого не хватает. Со временем каллиграфия поглотила все мое время. Если вы встретите меня и остановите на улице, то наверняка в моей сумке найдется держатель для пера, баночка ореховых чернил и с десяток перьев. Я беру их с собой всегда, куда бы ни ехала.








О работе

Сейчас я занимаюсь созданием логотипов на основе каллиграфии и свадебными пригласительными, веду индивидуальные и групповые занятия.

Если любишь то, что делаешь, то практически не устаешь, всегда есть желание развиваться и узнавать больше нового. Для меня каллиграфия - это своего рода медитация, меня успокаивает скрип пера, его движения, все мысли в голове становятся на свои места. Полностью концентрируешься на движениях руки, выводя каждую линию. Я слышала об исследованиях, о пользе каллиграфии для физического и психологического здоровья человека. Каллиграфия развивает мелкую моторику рук, что улучшает мозговую деятельность и расширяет наборы нейронных связей.

После проведения первых занятий по каллиграфии я поняла, что получаю от этого невероятное количество нового опыта. Я лучше вникаю и погружаюсь в тему, когда нужно объяснить ее другому человеку, все накопленные знания переосмысливаются и раскладываются по полочкам. Видеть интерес в глазах людей, которые пришли ко мне на занятие, то, как усердно они ведут линию и выводят каждый элемент - это потрясающе!






Советы для тех, кто мечтает

Главный совет для тех, кто хочет заняться каллиграфией - начните писать! Купите самое простое перо, держатель, чернила или тушь и попробуйте что-нибудь написать. Со временем вы купите себе перо получше и хорошие чернила, разберетесь, на какой бумаге лучше писать, но нужно с чего-то начать.

Часто получаю вопросы вроде «что делать, если у меня плохой почерк?». На мой взгляд, почерк и каллиграфия - это совершенно не связанные вещи.

Вначале у меня было много трудностей: я неправильно держала перо первые полгода, не знала основ построения букв, не разбиралась в перьях и не знала, куда и к кому пойти учится. Но все это абсолютные мелочи. Если вы правда хотите учиться и готовы выделить время и приложить усилия, то у вас получится! Сейчас есть множество курсов, мастер-классов и онлайн-уроков, по которым можно учиться, поэтому я уверена, что каждый, кто захочет и поверит в себя, сумеет освоить мастерство каллиграфии!





О вдохновении

Часто задаваемый мне вопрос: где я беру вдохновение? Всюду! Меня вдохновляют города и их звуки, архитектура, меня вдохновляют люди, музыка, природа, ее формы, изгибы. Я нахожу вдохновение в книгах, инстаграме и пинтересте.






В ноябре в Томске впервые откроется выставка «Обнаженная каллиграфия». Её автор - профессиональный каллиграф и художник Александр Боярский - проведёт в нашем городе серию интенсивных мастер-классов для всех желающих.

С Александром мы поговорили, как каллиграфия может круто поменять жизнь, почему никогда не поздно этим заняться и где это может пригодиться.

- Александр, а с чего всё началось-то? Как вы открыли для себя каллиграфию?

Когда мне было 13 лет, мы с ребятами устроились на лето в местное ПТП работать слесарями. И буквально через неделю меня перевели в помощники художника - потому что я более-менее сносно рисовал. Тот художник и стал моим первым учителем по каллиграфии, а занимаюсь я ей, получается, уже всю жизнь. Раньше это было не очень популярное направление, а сейчас у нас, можно сказать, настоящий бум на каллиграфию. Сегодня её принимают как полноценное творческое направление, которое основывается не на рисунках, а на буквах, их объёмах и шрифтах.

- И с чем это связано, как думаете?

Связано это, я считаю, с тем, что компьютерная культура, всё это «пластиковое» искусство всем уже приелось. Люди соскучились по рукодельным вещам. Вот и уходят в такие «ручные» виды творчества - то художниками становятся, то пироги пекут.

- Где вообще сегодня можно встретить каллиграфию?

Каллиграфию условно можно разделить на коммерческую и некоммерческую. Первое направление - это роспись фасадов, стен; это интерьеры кафе и баров. Это свадебные приглашения, карточки для посадки гостей. Это леттеринг, который сейчас много где используется. Самый известный пример леттеринга - это всеми узнаваемая надпись бренда Coca Cola.

С коммерческой каллиграфией всё понятно. А некоммерческая тогда что? Когда художник сам для себя что-то пишет?

Художник никогда не делает что-либо для себя, его творчество всегда направлено на кого-то. Посредством краски и кистей он пытается донести что-то своё зрителю. Отнимите у меня каллиграфию - я, наверное, умру через день. Творчество - очень тонкое, фактически ювелирное понятие, это то, что идёт изнутри.

- Получается, вы сейчас только творчеством и занимаетесь?

Я двадцать лет работал дизайнером-полиграфистом, пять лет назад ушел из профессии и основал «Новосибирскую студию каллиграфии». И параллельно с этим работаю сейчас как самостоятельный художник, провел уже много персональных и коллективных выставок.

Кстати, о выставках. Одна из них, которая открывалась в новосибирском Академгородке, называлась «Каллиграфия - это просто!». Это действительно так? Можно ли овладеть каллиграфией, не имея художественного образования?

Однозначно можно! Это вам мои ученики подтвердят. Уже после нескольких мастер-классов они создают такие работы, которые не стыдно потом повесить на стену. Причём 90% из них - это люди сторонних профессий, не имеющие специального художественного образования. Это бухгалтеры, домохозяйки, даже машинисты электровозов. Я ради интереса стал спрашивать людей, которые приходят ко мне на первое занятие - зачем вам это? Так вот, эти самые 90% отвечают - для саморазвития. И только 10% - это профессиональные дизайнеры и те, которые на моих курсах хотят прокачать свои навыки.

- И как у тех 90% с саморазвитием после ваших мастер-классов? Получается?

Я вам больше скажу: каллиграфия настолько способна изменить сознание, что многие мои ученики очень круто поменяли свою жизнь. Есть, например, один парень, который раньше работал машинистом электровоза. Спустя какое-то время, походив на курсы, он оттуда уволился, стал дизайнером, переехал в другой город - и делает сейчас надписи для платных фотостоков. Еще одна девочка через три месяца стала свободным дизайнером, преподает сейчас в моей студии. Другой парень, выучившись, переехал в Москву и работает сейчас дизайнером на руководящей должности.

- То есть можно заниматься только каллиграфией и не думать о проблемах с заработком?

Так и есть. Я уже лет пять, как самостоятельно каллиграфией занимаюсь, и о деньгах вообще не думаю. Ребята мои, которые студию окончили, тоже не переживают об этом, судя по всему.

Перья плоские, кисти острые

- Давайте ещё про инструментарий подробно поговорим. Что нужно, чтобы заниматься каллиграфией?

Инструментов много: можно писать плоскими кистями, плоскими перьями, острыми перьями, острыми кистями, каллиграфическими рейсфедерами и много еще чем. Инструменты для каллиграфии я привожу и заказываю со всего мира и делаю сам. А вообще надо сказать, что инструменты в каллиграфии - это не только то, что у нас в руках, но и то, чем мы пишем: тушь, гуашь, акварель. И на чём пишем: на принтерной бумаге, с обратной стороны обоев, на крафте, на стене. В зависимости от инструментария мы видим от каллиграфии разные результаты. Хотя хороший каллиграф может и пальцем написать так, что в написанном им слове каждая буква будет звенеть.

- Это ещё как?

Сложно объяснить, пока сам не увидишь. Это что-то сложное, из разряда визуальной музыки. Мне говорят иногда - «Александр, у нас мурашки бегут по спине, когда вы пишете буквы».

А когда вы будете с мастер-классами в Томске, можно будет увидеть - или услышать? - эту самую визуальную музыку? Чего ждать тем, кто придёт к вам обучаться каллиграфии?

Я всех сразу предупреждаю: с этих мастер-классов вы никогда не уйдете такими, какими были раньше. Мне уже на втором занятии говорят - «Александр, вы нам мозг ломаете!». По-хорошему, имеют в виду. Каллиграфия действительно меняет сознание, знайте же.
А на томских маcтер-классах, кроме того, ожидается очень мощная программа - c пятью-шестью различными шрифтами, теоретической и практической частью, экспериментальной каллиграфией и леттерингом. Томску в этом плане повезло.

За всю жизнь? Да у меня что ни день - так целые пакеты макулатуры выношу! Что-то студентам своим дарю. Опять же, работы разные бывают. Есть просто эскизы, а есть серьёзные серии к литературным произведениям. Вроде этюдов на тему Кена Кизи, Джерома Сэлинджера, Хемингуэя. В планах - поработать над Джеком Лондоном и Борхесом. Это очень интересная работа.

- А ещё что вас вдохновляет на такие объёмы работы?

У меня есть такое понятие - «творческий поток». Если ты в него попал, то уже не выйдешь оттуда. Я работаю, можно сказать, по 24 часа в сутки - даже когда не за пюпитром. Постоянно что-то в голове обдумываю. Вот этот поток - он и есть вдохновение.

Александр Боярский - о своем выставочном проекте «Обнаженная каллиграфия»:

«Размышляю о вечном сиянии «Островным унциалом», увидев «Рустику», удивляюсь, словно впервые вижу, разглядываю, разглядываю и опять удивляюсь. Матерюсь «Бастардой», легкой как перистые облака. О любви пою «Итальянским курсивом». По-русски предпочитаю говорить «Полууставом», но если вина в бокале окажется слишком много, перехожу на «Скоропись» - дрожащую и тонкую, как прожилки на осенних листьях. Если молчу - то «Римским капитальным», смешивая его со «Спенсерианом», в разных пропорциях. Перехожу на то, чему учили в школе и что разобрать не сможет никто, даже я. А ведь кто-то предупреждал про наклон у курсива.
Увидев свое отражение, смотрю и задаю себе вопрос:
- Чем ты наполнен? Что у тебя внутри?
Отвечаю:
- Каллиграфия, - и сделав паузу, добавляю:
«Обнаженная каллиграфия».

Предварительное расписание мастер-классов и работы выставки Александра Боярского в Томске:

  • 5-21 ноября - выставка «Обнаженная каллиграфия» автор Александр Боярский.
  • 7-12 ноября - МК «Европейские шрифты» (дневная и вечерняя группы)
  • 14-17 ноября - МК «Леттеринг-интенсив» (дневная и вечерняя группы)
  • 19 ноября - МК «Каллиграфическая композиция» - только 1 группа (6 часов)
  • 20 ноября - МК «Современная экспериментальная каллиграфия» - только 1 группа (3 часа)

Каллиграфия – искусство красиво писать – существует с незапамятных времён, почти с тех самых пор, как существует сама письменность. К девятнадцатому веку в мире существовало множество школ красивого письма. С появлением печатных машин и шариковых ручек каллиграфия едва не превратилась в бесполезное времяпрепровождение. Но, как ни странно, на сегодняшний день она не только не утратила своей важности, но и превратилась в очень востребованное направление деятельности.

Это увлечение не только развивает мелкую моторику рук и эстетическое чувство, но и позволяет заработать. Поэтому, если вы умеете писать необычным и изящным почерком, вы можете превратить своё умение в источник постоянной прибыли. Даже если ваш почерк оставляет желать лучшего, навыки каллиграфии можно довольно быстро освоить – терпение и ежедневные занятия позволят вам улучшить почерк в рекордно короткие сроки. Для этого разработано множество пособий, созданы видеоуроки и комплексы упражнений. Некоторые учатся каллиграфии, копируя понравившиеся им шрифты. Это тоже действенный способ освоить азы данного искусства в кратчайшие сроки.

Как применить своё умение красиво писать?

На самом деле, это очень просто. Существует масса применений каллиграфии в современном мире. Самый простой и очевидный способ заработать на этом: научившись сами, вы можете обучать других – курсы по исправлению почерка будут пользоваться спросом, если вы грамотно организуете их продвижение.

Написание пригласительных и поздравительных открыток на свадьбы, юбилеи и прочие праздники с помощью креативных каллиграфически оформленных надписей поможет сделать их уникальными. Заполнение всевозможных официальных и неофициальных документов изящным почерком – ещё одна возможность заработать.

Кроме того, каллиграфией можно оформить меню ресторана или кафе, упаковку для хендмейд-товара, визитки и плакаты. В некоторых типографиях до сих пор работают люди, при необходимости оформляющие каллиграфическими надписями ту или иную продукцию.

При наличии у вас базовых навыков программирования и дизайна, вы можете запросто использовать свой талант для создания уникальных дизайнерских шрифтов. Впоследствии они могут применяться в оформлении веб-сайтов и лендинговых страниц. Рукописные логотипы для торговых марок ценятся сегодня не меньше, чем эксклюзивные шрифты.

Изготовление надгробий, мемориальных плит и табличек, художественных скульптурных композиций также не обходится без каллиграфии. Своё мастерство каллиграфа вы также можете проявить на телевидении. В оформлении интерьера и экстерьера зданий с помощью граффити также применяются элементы каллиграфии. Красивые надписи могут стать основой для стильной татуировки или боди-арта.

Где бы вы ни начинали, не лишним будет составить портфолио своих работ и разместить его онлайн, в том числе в социальных сетях, разослать его свадебным консультантам канцеляриям и прочим заинтересованным организациям вашего города.

Что понадобится для работы с каллиграфией

Прежде всего, чтобы начать бизнес на каллиграфии, вам потребуются некоторые рабочие инструменты. Увы, инструмент действительно высокого качества в наше время найти не так-то просто. Вдобавок, стоимость качественного каллиграфического пера может оказаться весьма высокой. Но инструменты для начинающего каллиграфа всё-таки можно добыть проще и дешевле.

Некоторые умельцы даже ухитряются изготавливать простенькие письменные принадлежности своими руками из обычной жести. Вы можете поэкспериментировать сами и вырезать своё первое перо из жестяной банки от газировки. В кругах каллиграфов самодельное перо подобного рода получило сленговое название «колапен» (от англ. cola pen). Пишет такой инструмент не намного хуже, чем заводские аналоги, а выглядит забавно и необычно.

Наиболее распространённые, финансово доступные и относительно качественные марки перьев на отечественном рынке – это «Звёздочка» и «Leonardt». Вполне подойдут и старинные перья, оставшиеся в наследство от дедушек и бабушек.

Перья для письма можно условно разделить на две категории:

  1. остроконечные – обычно используются для написания текстов «с нажимом», позволяют создавать надписи с плавно меняющейся шириной линии;
  2. ширококонечные – применяются для шрифтов со строгими широкими линиями, могут иметь тушедержатель.

Если тушедержателя у вас нет, его можно с лёгкостью соорудить самостоятельно – из всё той же баночки колы. Существуют также специальные перья для левшей – они скошены справа налево, в то время, как обычные перья – слева направо.

Современные перья имеют встроенные картриджи с чернилами – как правило, сменные. Поскольку регулярно приобретать картриджи для некоторых импортных моделей бывает затратно, опытные каллиграфы рекомендуют заправлять их чернилами самостоятельно. Это можно сделать с помощью шприца. Те перья, которые не имеют картриджей, заправляются непосредственно в процессе работы – опытные каллиграфы не макают их в чернильницу, а наносят тушь с помощью специальной кисточки, что позволяет дозировать её более эффективно.

Перо, естественно, должно вставляться в держатель.

Держатели подразделяются по форме на

  1. прямые;
  2. наклонные.

Последние предназначаются для работы с остроконечными перьями. Они обеспечивают правильный наклон при письме и более ровный край линии.

Отдельно стоит упомянуть кисти для каллиграфии. Они могут применяться с тушью или красками различных цветов и представляют собой аналог перьев. Как и перо, кисть может быть остроконечной или ширококонечной, но, в отличие от него, обеспечивает гораздо большую пластичность и мягкость линий. Кисть как инструмент для каллиграфии традиционно использовалась в Китае и Японии. И по сей день самыми лучшими считаются именно китайские кисти.

Следует также сказать пару слов о бумаге и туши. Текстура бумаги не менее важна для создания изящной надписи, чем качественный инструмент. Для упражнений и работы подойдёт обычная бумага, используемая в офисах. Главное, чтобы бумага не была слишком зернистой и слишком тонкой. Что касается туши, рынок предлагает множество зарубежных и отечественных марок, из которых для начинающих подойдут «Гамма» и «KOH-I-NOOR». Если тушь или краски, которые вы применяете, слишком густые, разбавьте их водой.

Современные направления каллиграфии

Сегодня каллиграфия, как уже сказано, применяется в самых различных сферах деятельности и успела превратиться в своеобразное искусство. Для современной каллиграфии характерна декоративность, достигаемая, зачастую, за счёт искажения надписи. Сильное искажение недопустимо в документах, но вполне применимо в дизайне, логотипах, граффити и тому подобных сферах.

Помимо пера и кисти, для каллиграфии можно использовать обычную шариковую ручку, распылитель с краской, уголь и многие другие материалы. Качественная офисная бумага – также не единственный материал, пригодный для каллиграфии. Голландский каллиграф Нильс Мёльман умудряется устраивать целые шоу, используя для письма обычный малярный валик и обмакиваемую в краску метлу, создавая граффити на стенах домов, надписи на ткани и ковровых покрытиях.

Некоторые художники создают настоящие каллиграфические шедевры на ткани, автомобилях, стеклянных и металлических поверхностях и даже на обычных салфетках. С недавнего времени в моду вошли такие направления каллиграфии как леттеринг, создание декоративных надписей из различных материалов, теггинг и прочие. Несмотря на то, что большинство традиционных национальных школ каллиграфии исчезли сегодня и встречаются только в виде музейных экспонатов, это искусство живёт в новых формах. Утратив характерные черты национальных культур, мастерство создания изящных надписей стало эклектичным и превратилось в уникальный способ самовыражения.

Мар 5, 2017 Сергей