История села ижма. История ижмы

В последнее время о селе Ижма (4 тыс. жителей, на языке коми Изьва), затерянном в глухой тайге Средней Коми, знает почти вся страна: 7 сентября 2010 года сюда приземлился неисправный Ту-154, и это было настоящее чудо и в воздухе, и на земле. В небе пилоты сумели посадить самолёт с отказавшей электросетью на случайно обнаруженный аэродром, непригодный для посадки больших самолётов, а на земле смотритель аэродрома Сергей Сотников полтора десятилетия по своей инициативе поддерживал заброшенную площадку в рабочем состоянии... Спасти удалось не только людей, но и даже машину - отремонтированный самолёт улетел из Ижмы буквально за неделю до моего приезда.

Но между тем, Ижма замечательна не только этим. Само это название обозначает реку, историческую область вдоль неё и село-"столицу". А живут здесь коми-ижемцы - один из самых необычных народов России с древним вахтовым оленеводством и деревянными дворцами крестьян-миллионеров. И не просто живут: русский на Ижме - почти иностранец.

Путь на Ижму начинается от станции Ираель на , причем в летнее время здешняя автодорога изолирована от Большой земли (зимой же её пересекает зимник Ухта-Печора). Автобусы ходят четыре раза в день, и подгаданы к поездам с юга. В остальное время активно курсируют частники - так, с поезда из Воркуты с пол-седьмого утра на станции сошло всего 3 человека, включая меня - но у вокзала ждала маршрутка. Билет до Ижмы - 270 рублей, дорога - хороший асфальт. Ехать без малого 100 километров, и на всём этом пути никаких признаков жилья - лишь тайга да тайга...

И тем удивительнее, что Ижма совершенно не выглядит глушью. Село далёкое и обособленное - это видно, но оживленное, ухоженное, без чувства отрезанности от мира. Автобус останавливается на площади с кадра выше, сбоку от местного Дома Культуры:

Здесь стоит вслушаться в разговоры - считается, что доля ижемцев в этих краях 80%. Это видно, а точнее слышно - 4/5 разговоров здесь ведутся не по-русски. Коми язык очень красив и очень необычен, звучит очень мягко. Правда, числительные (в том числе сложные типа "без пяти двенадцать") и междометия русские. В самой Ижме русским языком все владеют свободно, хотя и с небольшим акцентом, но даже в соседних сёлах попадаются люди, которым русская речь даётся с большим трудом.

За Домом Культуры две церкви - огромная для села, заброшеннная Преображенская церковь (1806-28) с явным налётом "нерусскости" и миниатюрная деревянная Успенская (новодел). Гуляя вокруг этих церквей, расскажу вкратце историю Ижмы:

Коми пришли сюда в 16 веке (село известно с 1576 года), и пришли не от хорошей жизни: русские активно осваивали правый берег Северной Двины и низовья Вычегды, и зыряне постепенно отходили на север и восток. На Ижме переселенцы встретили ненецких оленеводов, и сами научились разводить оленей. Правда, по-своему - в отличие от ненцев-кочевников, коми работали вахтовым методом - у них были постоянные дома и оседлое хозяйство в сёлах, а в тундру выезжали посменно. Ижемцы стали первыми в России вахтовиками.

К тому времени зырянские купцы уже были одними из лучших в России, и на Ижме сразу нашли свою нишу. Они были куда ближе к русским, чем ненцы, и куда ближе к ненцам, чем русские, став связующим звеном между Большой землёй и тундрой. В России ижемцы были известны как лучшие поставщики оленьей замши, ненцам же они продавали блага цивилизации - иголки и гвозди, ружья и патроны, и конечно же алкоголь. Если в 15-16 веках русские колонизировали зырян, в 17-19 зыряне начали колонизировать ненцев, превратив тундровых князьков в своих вассалов. Почти в каждом ижемском селе был хотя бы один миллионер.
Как мне кажется, дело в том, что на Ижму пришли уже Новые Коми - усвоившие всё то хорошее, что дали им русские, и научившиеся сопротивляться всему плохому, что принесла колонизация их земель. И подобно американцам, ушли на новое место и начали строить нацию практически с нуля.

А вот как это место выглядело сто лет назад - эту фотографию мне подарили в музее. Здесь был самый настоящий погост-тройник из летней Преображенской церкви, великолепной "адмиралтейской" колокольни и деревянной "под камень" зимней церкви (только сейчас понял, что забыл узнать её название и возраст). Если Преображенская церковь имеет аналоги в других сёлах, то весь ансамбль действительно был для этого края столичным.

За церквями - набережная Ижмы. В дальних уголках севера типа Пинеги или Мезени настоящие набережные в сёлах - не редкость: ведь река зачастую была единственной дорогой, да и кормила людей не меньше, чем поле - поэтому северные сёла почти всегда открыты реке.

Долина Ижмы невозможно огромная, и за рекой прекрасно видны четыре села - слева направо Гам, Мохча, Бакур и Сизябск. К двум последним я дошёл пешком, о чём будет отдельный пост.

Сама Ижма, впрочем, не так уж и широка - размером примерно с Сухону или Волхов. Большая часть снежного пространства в долине - луга, постоянное русло же кончается вон у тех кустов, где промышляет рыбак.

На набережной небольшой мемориал Гражданской войны, которая здесь в относительных цифрах (население-то маленькое) была довольно кровавой. Что символизирует пограничный столбик - не знаю. В целом же ижемцы - народ весьма непокорный, например в 1830-35 годах здесь было такое необычное для Русского Севера явление, как крестьянская война, которую возглавил крестьянин с фамилией Балин (грузинам на заметку - по Толкиену персонаж с таким именем воевал с гоблинами ).

А вот так центр Ижмы выглядит из-за реки, которая здесь течёт строго с юга на север:

Старая Ижма - это в общем-то всего одна улица. Пойдём сначала на север от главной площади:

Очень характерная застройка - таких огромных изб, как на Ижме, я не видел даже на Мезени.

Да что избы? Тут есть самые настоящие особняки совершенно городского вида, такие как дом купца-пароходчика Норицына:

Как уже говорилось, многие здешние крестьяне (и в меньшей степени "официальные" купцы) преуспели настолько, что сколотили вполне городские состояния, и строили себе опять же вполне городские хоромы.

К особняку примыкают советские постройки - здесь находится правительственный квартал Ижемской страны:

Теперь сходим от Дома Культуры на юг... впрочем, всё показанное в этом посте находится не более чем в 5 минутах ходьбы от ДК.

На улице оживление - много магазинов от продуктовых до компьютерных, банки, сфера услуг типа парикмахерской, и только отдельных кафе разве что нет - вместо них столовая. Ходят люди, играет музыка - в общем, непохоже на стереотипные образы нищего Севера, да и на российское село вообще.

Местная гостиница - кстати, не единственная, еще тут есть гостевой дом "Пелидз" (в переводе "Рябина", на основном коми языке то же слово пишется как "Пелысь"). При обоих, кстати, есть и кафе - в "Пелидзе" по крайней мере неплохая блинная.

А в конце улицы - едва ли не самый красивый в Ижме дом, принадлежавший местному крестьянину-миллионеру Попову:

Нигде больше я не видел таких домов, на Ижме не редких - своеобразный гибрид избы и особняка. Конечно, северные избы-дворы размером дадут фору многим городским постройкам - но ведь 9/10 их объёма занимала хозяйственная часть. Этот особняк полностью жилой, но снаружи, не считая обилия окон - просто очень большая изба.

Крыльцо - со двора, к улице особняк обращен парадным фасадом:

Ижемский музей, хотя и создан лишь в 1965 году - один из богатейших в Коми. Думаю, сёл, способных похвастаться такими музеями, в России единицы, а райцентров - от силы несколько десятков. Хотя может быть впечатление от экспозиции просто усилено общением с сотрудниками. Я в общем уже не удивляюсь, когда в музеях в глубинке меня встречает обаятельная и энергичная девушка чуть-чуть постарше меня, которая искренне любит свой край, действительно хорошо его знает, и действительно рада открыть его гостю издалека. Вот и здесь мне провели экскурсию, напоили чаем, просто рассказали много интересного о прошлом и настоящем Ижмы, показали архивные газеты и путевые заметки начала ХХ века и современный официальный фотоальбом Ижемского края из музейной библиотеки, да еще и подарили фотографию, которую я здесь уже выкладывал. При этом заплатил я только за билет и фотосъёмку.
Между собой сотрудницы говорили на ижемском языке, хотя сами вполне молодые и современные, что еще раз подтверждает - этот язык живой. Но всё же такой тёплый приём я бы не назвал национальной спецификой, ибо как уже говорилось - у меня такое не впервые.

В холле музея - очень красивые и странные картины Татьяны Поповой. Дело в том, что художница их не рисует, а мастерит из перьев:

Другой местный художник Федор Канев на войне потерял правую руку, но научился рисовать левой. Получился весьма самобытный наив. Кстати, почти тот же ракурс был в этом посте чуть выше:

Этнография. Ижемские народные шапки и просто вышивка:

Рыболовные сети с родовыми знаками хозяев на поплавках:

И конечно зал оленеводства, стилизованный под чум с очагом в центре. Чучело оленя, народный костюм, национальные сумки с колоритными названиями типа "тучу" (маленькие, наверху) или "падко" (баул пониже):

Национальная обувь "тёбеки" разных видов. Знаменитые "пимы" - лишь одна из разновидностей:

Оленья шкура и приспособления для её выделки:

Пояс оленевода, где вперемешку практические вещи и талисманы:

На третьем этаже - вполне городские интерьеры:

А солонка в виде утки - олицетворение зырянской легенды о сотворении мира. Некогда было лишь бесконечное море, по которому плавала Утка. Каким-то образом она снесла 6 яиц, но лишь два из них уберегла под крыльями. Из одного вылупился светлый бог, из другого - тёмный. Они подняли со дна морского утонувшие четыре яйца, а Утка, видя, что её род продолжен, взлетела и разбилась о воду, превратившись в земную твердь. Белый бог из первого яйца извлек Солнце, а из второго - лес, тёмный бог же извлёк луну и воды суши.

В общем, здесь очень много всего. А вот такой вид открывается с третьего этажа - обратите внимание, кстати, сколько снега на подоконнике:

Еще немного кадров советской, непарадной Ижмы. Самый большой в посёлке дом - местная больница:

Местами Ижма выглядит так:

Местами - вот так:

Оживленное, современное, не кажущееся нищим (даже если таковым и является), самодостаточное село, которое и селом-то назвать трудно. Полное чувство, что находишь в небольшом городке. Ижма - это действительно Столица маленького и без иронии гордого народа, привыкшего полагаться на собственные силы.

Ижемский край впечатляет еще и обилием гужевого транспорта, причём здесь в ходу не что-нибудь, а настоящие деревянные сани. Дед в ушанке везёт вязанку дров - будто откуда-то из прошлого прикатил. Впрочем, скорее всего большинство людей на санях в Ижме - "гости столицы" из окрестных сёл. Туда, в эти сёла за рекой, в следующей части и отправимся.

Река Ижма протекает по территории Республики Коми. Она является левым притоком Печоры.

Месторасположение реки

Река Ижма практически целиком находится на территории одной республики Российской Федерации. Ее общая длина весьма внушительно. Она составляет 531 км. При этом общая площадь бассейна этой реки немногим больше 30 тыс. м 2 .

Свое начало река Ижма в Коми берет на южной стороне Тиманского кряжа. Отсюда она начинается и направляется на северо-запад. В самых верховьях река значительно меняет свой внешний облик. Ее берега покрываются массивными лесными насаждениями. В низовье река течет сквозь болота и луга.

Пороги Ижмы

Ее русло сильно извилистое, чем привлекает многих туристов. Например, любителей путешествовать на байдарках. Ведь в среднем и верхнем течении часто встречаются пороги и сложные для прохождения каменистые перекаты.

Самый большой из них на реке Ижма находится неподалеку от города Сосногорска. Несколько ниже по течению относительно населенного пункта. Этот порог называется Селет-Косьет, что в дословном переводе с языка местных народностей означает "Сердечный".

На большом протяжении эта река является судоходной. Корабли и теплоходы могут ходить от устья реки Ухта. Именно отсюда начинается судоходства на реке Ижма в Республики Коми.

В нижнем течении Ижма существенно расширяется. При этом становясь непростой для прохождения судов. Появляется большое количество заводей и протоков. В тоже время течение реки сильно ослабевает. А вдобавок появляются большие острова, которые постоянно приходится огибать.

В Печору Ижма впадает в районе небольшого села, которое так и называется Усть-Ижма. У реки есть немало притоков. По правую сторону крупнейшими являются Сэбысь и Айюва. А по левую сторону эти речушки называются Ухта, Седью и Кедва.

Примечательно место в районе устья этой реки. Историки и археологи обнаружили древнее городище, которое известно под названием Поганый Нос. На нем ученые нашли артефакты, которые датировали XI-XIII веками. Среди них железный топор с широким лезвием, наконечники копий и стрел, кресало, оснащенное бронзовой рукояткой. Предположительно все эти предметы принадлежали новгородским жителям, которые относили себя к государственным людям. Они непосредственно занимались сбором дани.

Населенные пункты в районе Ижмы

Из этой статьи вы узнали, где находится река Ижма. Стоит отметить, что по ее берегам находится большое количество различных населенных пунктов.

Например, в верхнем течении река протекает через достаточно крупный поселок под названием Верхнеижемский. Он относится к муниципальному району Сосногорску. В поселке около 10 улиц. Согласно последней переписи населения, в нем проживают почти 900 жителей.

В среднем течении реки находится сам городок Сосногорск. В этом месте в Ижму как раз впадает речка Ухта. Примечательно, что до 1957 года этот город так и назывался - Ижма. Этот населенный пункт расположен почти в 350 км от центра региона - Сыктывкара. В нем проживают около 26 тыс. человек. Следы первобытных общин еще каменного века обнаружили ученые на месте Сосногорска. Современная история города берет свое начало в период советской индустриализации в 1930-1940 года.

В 8 км вверх по реке стоит город Ухта. Это второй по численности населенный пункт Республики Коми. Его население составляет почти 100 тыс. человек. Статус города Ухта получила в 1943 году. После окончания Великой Отечественной войны здесь активно развивалась перерабатывающая и другая промышленность, производились строительные материалы. Для поставки нефти и газа в другие регионы строились магистральные трубопроводы.

Сегодня это крупный промышленный город, в котором хорошо развита сырьевая база. Экономика славится развитой транспортной и производственной инфраструктурой.

Здесь множество квалифицированных работников. В городе функционируют несколько проектных и исследовательских институтов.

В устье Ижмы стоит деревня Аким. Она возникла в середине XIX века. Названием получила в честь основателя, которого звали Яким. Сейчас деревня в упадке. По последней переписи населения в ней проживает всего 21 человек.

Печорский бассейн

По данным водного реестра, Ижма относится к Двино-Печерскому бассейновому округу.

Водохозяйственные участки реки поделены следующим образом: это сама Печора от впадения Усы до Усть-Цильма, а затем Печора ниже впадения реки Уса.

Непосредственно Ижма относится к речному бассейну Печоры.

Гидрология объекта

В основном, река питается за счет тающего снега. Обычно водоем замерзает к середине ноября. Вскрывается лед на реке весной. Происходит это уже после майских праздников.

Максимальные расходы воды составляют около 1 300 метров в секунду. Такие показатели образуются в мае. Минимальные показатели в феврале-марте. Не более 80 кубометров в секунду. В апреле резко вырастает почти до 250. Это не позволяет реке выходить из берегов и пересыхать. Благодаря этому сохраняется ее флора и фауна.

И́жма (коми И́зьва) - село в Республике Коми. Административный центр Ижемского района.

Достопримечательности

В Ижме и соседних сёлах сохранилось большое количество старинных деревянных изб XIX - начала XX веков и несколько церквей того же времени.

Географическое положение

Расположено в центральной части республики в 400 км к северо-востоку от Сыктывкара, в 150 км к северу от Ухты, на берегу реки Ижма.

История

С 1922 года по 1929 год Ижма была административным центром Ижмо-Печорского уезда. До этого входила в состав Печорского уезда.

Ижма – крупное село на реке Ижма, расположенное на севере Республики Коми. Село основано в 1567 г. Большую часть населения Ижмы и окрестных сёл составляют этнические коми (особая этнографическая группа – коми-ижемцы). До середины XX в. основной отраслью хозяйства в Ижемском крае было оленеводство. Сейчас оно уже не играет такой роли, как прежде, но по-прежнему сохраняется. До настоящего времени в Ижме сохранились богатые фольклорные традиции народа коми.

Известные уроженцы

В селе родились:

  • Семяшкин Гавриил Прокопьевич (1888-1937) - Герой Труда.
  • Ануфриев Александр Александрович (1926-1966) - бронзовый призёр Олимпийских игр 1952 года

Население

  • 1959 год – 2 495 человек
  • 1970 год – 3 090 человек
  • 1979 год – 3 253 человек
  • 1989 год – 3 595 человек
  • 2002 год – 3 786 человек
  • 2010 год – 3 753 человек
Ижма прославилась 7 сентября 2010 года, когда самолёт с отказавшими двигателями приземлился в её давно закрытом аэропорту. Это было чудо – но не случайность: все эти годы бывший смотритель аэропорта Сергей Сотников поддерживал полосу в рабочем состоянии, чем и спас в итоге несколько десятков жизней.

Центр Ижемского р-на, древнейшее коми селение на реке Ижме.Село Ижма возникло в 1567 - 1576 гг. Его основателями были коми, переселившиеся сюда с Выми и верхней Мезени. В конце XIX в. ижемцы переселялись за Урал (на Обь), на Кольский полуостров, где потомки переселенцев живут до сих пор. к 1989 г. население 3595 человек из них 79% коми.

Поселившись между ненцами и русскими, ижемцы стали связующим звеном двух народов: на юг они продавали оленью замшу и рыбу, на север – железо, чай и алкоголь. За предприимчивость их называли "евреями Севера", и в их сёлах были не редкостью деревянные дворцы крестьян-миллионеров. Ныне ижемцев всего 16 тысяч человек (а коми вообще – более 300 тысяч), но в Республике они занимают значительно большее место: с Ижмы – цвет коми культуры, лучшие спортсмены (например, легендарная лыжница Раиса Сметанина), многие политики. В центре Сыктывкара во дворе одного из немногих "уездных" домиков стоит "Изьвас-керка" (Ижемская изба) – культурный центр, где с талантом ижемских художников и музыкантов можно познакомиться воочию.

В Ижме дома покрашены в яркие цвета, в центре – новая кирпичная , а вот столь характерной для нашего Севера разрухи тут нет. Скорее – маленький зажиточный городок, чем село. Ижма – столица, и с четырьмя "пригородами" за рекой (Гам, Мохча, Бакур, Сизябск) в ней живёт половина всех ижемцев. Центр посёлка – , в его дворе до сих пор не восстановленная (1806-28). На главной улице – несколько "миллионерских" изб, одну занимает краеведческий музей. Работают там молодые, но потому заинтересованные люди, которые любят свой край и рады гостю, а увидеть можно как предметы быта ижемских крестьян, оленеводов и купцов, так и творчество местных художников: так, картины Татьяны Поповой не нарисованы, а склеены из перьев. Здесь же – деревянный "правительственный квартал" Ижемского края, а в нескольких километрах от села, у переправы, тот самый аэродром , откуда самолёт улетел 7 сентября 2010 года. Сотников же за свой труд был награждён "Бураном" – на Севере эта машинка ценнее любого внедорожника.

В Ижме есть две гостиницы, но лучше идите в Сизябск – если глядеть с ижемской набережной (а это именно набережная!), это село крайнее справа. Села за рекой такие же ухоженные и просторные, в каждом сохранилась закрытая церковь. На угоре у входа в Сизябск виден чум во дворе избы – там живёт Зинаида Павловна Вокуева, своими силами создавшая в Сизябске этнографический музей "Войвыв сикт" ("Северное село"), одновременно являющийся гостевым домом, где можно хорошо отдохнуть и отведать тундровой еды – строганины, оленины, ижемских шанег из двух видов муки. С недавних пор ещё один чум Вокуевой стоит в Сыктывкаре, на стадионе имени Сметаниной в посёлке Выльгорт.

Лучшее время на Ижме – март и апрель, когда солнечно, тепло и очень снежно. Зимой многие ижемцы пересаживаются с машин на сани, в которых запряжены лошади. А вот олени к весне уходят на летние пастбища у Чёрной реки, зимой же их можно видеть в окрестностях Ижмы – но оленеводы очень замкнуты и осторожны, фотографирование оленей для них - сглаз. Летом тут заедает гнус, но стоит побывать на народном празднике "Луд". А вот мягкий и красивый коми язык, ижемский диалект, здесь можно услышать постоянно – на нём говорит 4/5 ижемцев, а в сёлах не каждый поймёт по-русски.

Wiki: ru:Ижма (Коми)

село Ижма в Республике Коми (Россия), описание и карта связанные воедино. Ведь Мы - места на карте мира. Узнайте шире, найдите больше. Находится 96,1 км на север от Ухты. Найдите интересные места вокруг, с фотографиями и отзывами. Ознакомьтесь на нашей интерактивной карте с местами вокруг, получите более подробную информацию, узнайте мир лучше.

Всего 6 редакций, последнее 4 года назад сделано Kashey из Подольска

Ижма — село на правом берегу реки Ижмы, центр Ижемского р-на, древнейшее коми селение на реке Ижме. Люди жили на Ижме ещё в древности; неподалеку от села Ижмы археологами обнаружены 2 древних поселения, одно из них относится к VIII — III вв. до н. э. Село Ижма возникло в 1567 — 1576 гг. Побывавший здесь в конце XIX века архангельский губернатор А.П. Энгельгардт упомянул в книге о своей поездке старинную летопись Ижемской церкви; в ней говорилось, что Ижма возникла в 1567 г. (эта летопись не сохранилась). По другой публикации XIX века селение было основано в 1572 г. переселенцами из Усть-Цильмы, но документально это не подтверждается. В платежной книге 1575 г., в которой есть описание всех селений и угодий нижней Печоры и Ижмы, об этом населенном пункте не упоминается. Первые сведения о его существовании относятся к 1576 г.: в сохранившихся архивных документах упоминается Ижемская слободка — нынешнее село Ижма. Его основателями были коми, переселившиеся сюда с Выми и верхней Мезени.

Слободка быстро росла. Основанная позже Усть-Цильмы, она через некоторое время значительно превзошла ее по числу жителей. В 1638 г. в Ижме насчитывалось 37 крестьянских дворов, а в 1646 г. — уже 65. более подробные сведения о населении Ижмы относятся к 1679 г. Тогда в Ижемской слободке имелось 5 дворов церковнослужителей, 52 крестьянских и 6 нищих дворов. Ижемцы носили следующие фамилии: Сметанин, Филиппов, Истомин, Хозяинов, Терентьев, Кучкасов, Канев, Анофриев, Вокуев, Дуркин, Витязев, Артемьев, Родионов, Беляев, Загибалов, Пигалин, Поздеев, Нечаев, Кучеев и др.

Большинство населения составляли коми, но жили здесь и представители иных народов. Так, русскими по происхождению были Константин Маркович и его племянник Федот Петрович Рочевы, получившие свою фамилию от местных коми жителей («роч» — «русский»). Герасим Ананьевич Чупров с сыновьями Кириллом и Проней переселился в Ижму из Усть-Цильмы в середине XVII века. С Пинеги в Ижму пришел крестьянин Пантелей Иванович (его фамилия не указана), из Пустозерска — Тимофей Матвеевич Кожевин и Лука Афанасьевич Голубков. В слободке поселилось и несколько ненцев («новокрещеные самоядины»).

Еще 10 крестьянских дворов запустели во время голода 1655, 1661 — 1662 и 1678 -1679 гг., вызванного сильными неурожаями, от которых пострадал весь Север России. В 1661 г. ижемцы жаловались, что у них «хлеб не родится, и погибаем хлебною нужею, питаемся… травою». В 1678 г. очевидец сообщал: «Жители… гладом тают и умирают… и такая нужда в сей стране повсюду на…Ижме, Усть-Цильме и на Пустозерском остроге». Часть владельцев опустевших дворов умерла, другие бежали из Ижмы, туда, где надеялись найти избавления от нищеты и голода: А. А. Филиппов « сшол от голоду в Пермь Великую», С.Ф.Кузьминых « умре, а дети ево сошли в Сибирь, да ево ж сын Тимошка в стрельцах в Пустозерском остроге», К.И.Бабиков… «от голода сшол в Кевролу (на Пинегу) з женой и з детьми…»

Ижемцы сеяли рожь и ячмень, но своего хлеба им не хватало, приходилось покупать его втридорога у приезжих купцов. Важное значение в хозяйстве местных жителей имела рыбная ловля. Семгу и семужную икру охотно покупали приезжие торговцы. Но особенно важную роль играла охота, главным образом пушная. Жители Ижмы промышляли соболя, песца, горностая, белку и т.п. Охотились они как в угодьях на Ижме, так и в более отдаленных районах — на Печоре и в Зауралье. Московские купцы специально приезжали в Ижемскую слободку за мехами. Позднее Ижемцы сами стали ездить на ярмарки в Москву, Петербург, Новгород и другие города. С XVIII в. жители Ижмы стали заниматься оленеводством, внесли в него немало рациональных приемов и со временем стали самыми крупными оленеводами на Севере. В публикации 1865г. говорится, что в Ижме «редкий хозяин имеет от 500 до 1000 голов оленей». Завезя из Устюга молочный скот, Ижемцы вывели на его основе новую породу, причем столь удачную, что в середине XIX в. даже писали: «Ни в одном месте Архангельской губернии не приготовляется столь вкусное молоко и масло, как в Ижме…где можно делать сыры не хуже голландских».

Успешное в целом развитие хозяйства способствовало росту населения Ижемской слободки. До II пол. XVIII в. она была единственным селением на Ижме. Об Ижемской слободке (с XIX в. — село Ижма) писали как об одном из самых примечательных по своему многолюдству селении Архангельской губернии.

В середине XIX века, как пишет побывавший там путешественник, селение состояло из двух частей — Верхнего конца и Нижнего конца. На точке их соединения стали 2 церкви (на четырехугольной площадке). «Между домами — по обе стороны от церквей — тянется прямая и довольно широкая улица, с которой в разных направлениях смыкаются извилистые переулки. Широко распаханные нивы с двух сторон охватывают селение, а с третьей — небольшое болото, на котором построен мост, ведущий к сухому сосновому бору».

В 1838-1866 гг. происходили волнения ижемских крестьян, протестовавших против введения тяжелой дорогостроительной повинности. В 1820 г. в Ижме открылась церковно-приходская школа, впоследствии преобразованная в сельское училище для мальчиков, при котором в 1871 г. был открыт ремесленный класс. В 1873 г. появилось училище для девочек. Первые Ижемские церкви были деревянные, не раз сгорали при пожарах. Один из них, «истребивший большую часть домов и церковь», случился в 1700 г. В 1806 — 1828 гг. была построена каменная Преображенская церковь. В 1862 г. построили также новую деревянную церковь. В 1873 г. в селе насчитывалось 170 дворов, 1842 жителя. В конце XIX в. ижемцы переселялись за Урал (на Обь), на Кольский полуостров, где потомки переселенцев живут до сих пор. В 1897 г. в селе было 2166 жителей. В 1905 г. в Ижме имелось 277 дворов, 2746 жителей; в 1918г. — 365 дворов, 2400 жителей; в 1926г. — 458 дворов, 2195 жителя (941 мужчин, 1251 женщин). К 1970г. численность населения увеличилась до 3090 человек, к 1989 г. — до 3595 человек (1760 мужчин, 1835 женщин), из них 79% коми.