Как мы запоминаем информацию. Несколько фактов, как мы запоминаем информацию

С древнейших времен люди придавали огромное значение способности запоминать и сохранять информацию, справедливо полагая, что от нее во многом зависит успех человека в любом виде деятельности. В эпоху Античности процесс запоминания считали настоящим искусством, которому покровительствовала одна из девяти муз – Мнемозина. Поэтому и искусство сохранения в памяти знаний назвали мнемоникой, а приемы управления памятью - мнемическими, или мнемотехникой.

Процесс запоминания – это основа нашей памяти, и для того чтобы овладеть искусством мнемоники, нужно хорошо разбираться в том, как работают его законы.

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что наша память избирательна? Что-то запоминается легко и быстро, а какая-то информация, несмотря на упорную зубрежку, никак не хочет задерживаться в голове. Все дело в том, что запоминание работает по-разному, по сути, есть два совершенно разных вида запоминания, подчиняющихся различным законам.

Благодаря ему в нашей памяти сохраняется огромное количество информации, причем практически без всяческих усилий, а часто и неосознанно. Получать нужные знания, не прилагая к этому никакого труда – мечта всех школьников и студентов. Однако для того чтобы информация запомнилась непроизвольно, требуется ряд условий:

  1. Главное из них следующее: непроизвольно запоминается то, что привлекает наше внимание – яркая, необычная информация, связанная с нашими интересами или вызвавшая сильный эмоциональный отклик.
  2. Легче запоминается информация, включенная в деятельность. То есть когда знания нам нужны не просто для запоминания (как часто бывает в школе и в ВУЗе), а для выполнения профессиональных обязанностей или занятия любимым делом. В этом случае мозг быстро оценивает полученные знания как важные и нужные, и они закрепляются в памяти, а постоянное их участие в деятельности обеспечивает длительное хранение. Так, преподаватель, читающий курс, запоминает его материал быстрее и качественнее, чем студент, который его слушает.

Память носит ассоциативный характер. Это значит, что в процессе запоминания в головном мозге возникают условно-временные связи (ассоциации) между новой и уже имеющейся информацией. Она выполняет роль своеобразного якоря, который удерживает знания. Но для этого должна быть связь между новым и старым. В отношении абсолютно новой информации, не имеющей связей с нашим опытом, непроизвольное запоминание не работает.

А если эти условия отсутствуют, то необходимо прилагать усилия для запоминания и использовать разные приемы для сохранения информации.

Произвольное запоминание

Целенаправленное, преднамеренное сохранение информации чаще всего требует волевых усилий, тем более если нам нужно надолго сохранить полученные данные.

Произвольное запоминание имеет многоступенчатую структуру:

  • Попадая на первый уровень кратковременной памяти, информация хранится недолго, ровно столько, чтобы мозг смог оценить ее нужность и важность – от 30 секунд до нескольких минут.
  • Чтобы знания закрепились и перешли на уровень долговременной памяти, требуется возникновение временных связей между очагами возбуждения в коре головного мозга.
  • В случае непроизвольного запоминания они возникают сами, а вот когда условий для их возникновения нет, то мы должны позаботиться об их целенаправленном создании.

То есть произвольное запоминание предполагает различные приемы и техники закрепления и сохранения в памяти полученных знаний. Одну их этих техник знают все и используют постоянно, начиная со школы. Это техника многократного повторения. Если новую информацию несколько раз повторять, то это вызывает многократное прохождение нервного импульса по цепи нейронов головного мозга, и образуются те самые временные связи.

Но этот метод трудоемкий, неэффективный и годится лишь для информации малых объемов. А попробуйте, например, вызубрить учебник психологии или физики. Пробовали уже? И как, успешно? Скорее всего, нет, если только у вас не феноменальная память. Кроме трудозатратности и неэффективности, метод многократного повторения приводит к ситуации, когда возникает ощущение, будто голова пухнет от обилия информации, и новые знания не усваиваются. Это связано не с переполнением долговременной памяти – объем ее огромен. А с перегрузкой кратковременной и оперативной, которые связаны с обработкой информации.

Если вы хотите овладеть искусством мнемоники, то от практики зазубривания лучше вообще отказаться, а использовать более эффективные приемы и техники.

Методики запоминания информации, в основе которых лежат ассоциативная память и образное мышление, считаются древнейшими. Эти приемы возникли тогда, когда у наших предков еще плохо было развито абстрактно-логическое мышление. Поэтому запоминание с опорой на образ простое, удобное, и им может пользоваться даже маленький ребенок.

Кстати, древние ассоциативно-образные приемы запоминания и воспроизведения информации передаются из поколения в поколение и некоторые дошли до нас. И думаю, вы ими иногда пользуетесь. Это так называемые узелки на память. Завязывая узелок, ставя крестик на ладони или накручивая ниточку на палец, мы повторяем то, что должны запомнить. В это время в нашем мозгу устанавливается ассоциативная связь между знаком-«узелком» и конкретной информацией. А после стоит нам увидеть этот «узелок», как сразу в голове всплывает то, что мы должны были помнить.

В далеком прошлом существовало даже узелковое письмо, где каждый по-особому завязанный узелок означал определенный информационный блок. И человек рассказывал, перебирал плетенку с узелками, вспоминая, о чем говорить дальше. Роль «узелков» могли выполнять ракушки, разноцветные камушки, рисунки на дощечке.

Сейчас большой объем информации уже никто не запоминает при помощи «узелков». Но некоторые приемы, связанные с активизацией ассоциативно-образного мышления, можно посоветовать.

Приемы запоминания цифр

Многим людям сложно запоминать цифры. Дело не только в том, что эта абстрактная, чаще всего сухая информация, но и в том, что она не требует работы мышления. Если, конечно, это не цифровой пример или математическая задача. А то, что никак не обрабатывается мозгом, не включено в мыслительную деятельность, запоминается хуже всего.

Если вместо цифр использовать связанные с ними образы, то процесс запоминания существенно упрощается, к тому же активная мыслительная деятельность способствует запоминанию.

Образы-ассоциации обычно носят индивидуальный характер, каждый может придумать свои, главное, чтобы они были интересные и яркие. Например, число 32 легко запомнить, ведь это 3 веселых гуся. А если 732, то гуси идут за сгорбленной бабусей (цифра 7). Образом для числа 31 может быть тройка лошадей, которой управляет кучер. А вот такую картинку можно придумать для более сложного цифрового ряда 324-17-05: три веселых гуся сидели на стуле, и сгорбленная бабуся с палочкой принесла им блюдо и ковш.

Образы должны быть максимально живыми и подвижными, старайтесь, чтобы у вас получилась осмысленная картинка, своеобразный мультфильм. Это значительно повысит эффективность запоминания и последующего воспроизведения информации.

Если с образным мышлением вы не в ладах, то цифры можно связать со словами, которые начинаются на ту же букву или имеют столько букв, какое число надо запомнить. Например: 457 – «Петр любит рыбалку».

Ассоциации могут быть смысловыми, и цифры легче запоминаются, если привязать их (установить связь) к номеру дома и квартиры, дню и году рождения, номеру школы и т. д.

Запоминание имен и группы слов

Ассоциативно-образные приемы годятся и для запоминания имен. Принцип здесь все тот же – установление связей-ассоциаций с возникшими в мозгу образами.

Успешность этого приема возможна только в том случае, если ассоциации, во-первых, будут яркими, во-вторых, связанными с конкретным человеком. Например: Белов Михаил – белый медведь. Это самый простой вариант. А вот Строганова Ирина – сложнее. Что можно придумать здесь? Строгая и ранимая (если характеристики соответствуют), стройная и румяная, страшная и ругается, строгает и рисует и т. д.

Нередко возникает проблема с запоминанием списка не связанных друг с другом слов. При запоминании нужно установить между ними образную или смысловую связь. Например, перечисление предметов, которые нам нужно купить: хлеб, сахар, бумагу для принтера, нитки и гвозди. Составляем предложение: «Хлеб с сахаром, завернутые в бумагу и связанные нитками, висят на гвозде».

Запоминание текста

Большой текст запомнить, конечно, сложнее, и не стоит пытаться выучить его дословно. Ассоциативно-образные приемы помогут и в этом случае. К ним относится тот самый знаменитый метод Цицерона «Римская комната», который можно использовать для запоминания текста сообщения, доклада или выступления на семинаре. Суть его в следующем.

Внимательно прочитайте текст сообщения, одновременно разбивая его на небольшие кусочки - смысловые части. Каждая часть должна содержать ключевую идею, которую можно уложить в короткую фразу. Кстати, уже эта проработка текста поможет его запомнить.

Представьте себе хорошо знакомое вам помещение, например, собственную квартиру со всей обстановкой, мебелью, аксессуарами и т. д.

  • Войдите в квартиру.
  • Начинайте снова читать текст и одновременно «раскладывать» на разных предметах обстановки выделенные кусочки текста, не забывая повторять основные идеи. Например, вступление вы расположите на зеркале справа, а следующий отрывок на тумбочке под зеркалом. На полочке для обуви вы положите следующую часть. Помните, о чем она? Потом переходите из прихожей в комнату и продолжаете раскладывать текст.
  • Разместив все смысловые кусочки, еще раз обведите взглядом квартиру, проверьте все ли они на своих местах, используя для этого краткие фразы-идеи.
  • Затем представьте, что вы выходите за дверь и запираете ее, и теперь никто не сможет изменить порядок расположения частей.

Этот метод очень эффективный, но он работает только в том случае, если вы достаточно хорошо умеете говорить, то есть связно излагать свои мысли по существу дела, и владеете терминологией, если у вас научное сообщение. Ведь дословно свой доклад вы не запоминали.

Метод «Римской комнаты» Цицерона называют еще методом мест. Он основан не только на образно-ассоциативном запоминании, но и на смысловом. Смысловые приемы в настоящее время считаются основными для запоминания большого объема текстовой информации.

Этот вид запоминания опирается на один из основополагающих законов памяти: чтобы информация сохранилась, мозг должен над ней работать. А смысловое запоминание как раз и предполагает активную мыслительную работу над материалом. И этим, кстати, метод не нравится тем, кто хотел бы научиться усваивать сложную информацию легко, не прилагая усилий. Так не бывает. Овладение любой деятельностью требует усилий, и мнемическая не исключение.

Смысловые приемы имеют отношение преимущественно к запоминанию текста. Они во многом индивидуальны и зависят как от особенностей мышления человека, так и от характера материала, который нужно запомнить. Но есть и несколько общих правил, которых следует придерживаться:

  • Помните, что информация, которую вы хотите запомнить, вам необходима. Убедите себя в этом. Ничто так не мешает усвоению знаний, как убеждение в их ненужности.
  • Старайтесь понять и осмыслить текст. Если изложение слишком сложное, то, читая, «переводите» его на более удобный для вас язык.
  • Не цепляйтесь за отдельные слова, фразы, формулировки. Ориентируйтесь на запоминание смысла, а это невозможно без понимания.
  • Выделяйте основные мысли и не ленитесь составлять план. Он поможет осмыслить текст и разложить по полочкам основные смысловые единицы. Соблюдайте логическую последовательность при переходе от пункта к пункту, осознание связей между пунктами сокращает количество времени на запоминание.
  • Дополняйте главные мысли примерами, они всегда запоминаются лучше сухих теоретических формулировок. Если в тексте примеров недостаточно, придумайте их сами. Пользуйтесь своим опытом, информацией из книг, фильмов, профессиональной деятельности.
  • Задавайте вопросы, они прекрасно активизируют мышление и помогают в понимании сложного материала. Рассуждайте, спорьте с автором и с самим собой. Представьте себе невидимого собеседника и обсудите с ним наиболее спорные моменты.
  • Всегда делайте записи. Во-первых, это позволит вам сосредоточиться на главном, ведь вы будете записывать не все подряд, а только существенное. Во-вторых, более организованная и линейная письменная речь позволит вам упорядочить и систематизировать запоминаемую информацию. В-третьих, записывание подключает к смысловой памяти еще и моторную, что существенно повышает эффективность запоминания.

Кому-то эти советы покажутся слишком сложными. Но если сформировать привычку именно так работать с любым текстом, то все будет запоминаться легко и просто, да и времени потребуется немного. По крайней мере, меньше, чем прочитать тот же текст три раза. А эффективность сохранения информации будет значительно выше.

Не стоит забывать, что смысловое запоминание требует хорошо развитой, свободной речи и приличного словарного запаса. Но и это качество вы разовьете, если будете следовать советам по организации смыслового запоминания.

Прием версификации

Наряду с известными и распространенными приемами мнемотехники, есть довольно оригинальные, но тоже эффективные. Одним из таких способов является метод версификации – это рифмование, стихосложение. Думаю, вы заметили, что стихотворение запомнить легче, чем прозаический текст. Главная причина тут в рифме (хотя и ритм тоже имеет значение). Рифмы играют роль крючочков, которые вытягивают следующую строку. В данном случае тоже устанавливаются связи-ассоциации, но они носят звуковой и ритмический характер.

Этот прием широко используется в школе для запоминания правил и законов. Например, всем известная фраза «пифагоровы штаны на все стороны равны» помогает запомнить, что квадрат гипотенузы треугольника равен сумме квадратов его катетов. А это из русского языка:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на «е» спрягать нельзя.

Вообще прием версификации можно использовать для запоминания любой информации небольшого объема. Например, последовательности цветов в радуге-спектре: «Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь». Эта рифмованная строчка менее известна, но более интересна, чем привычная: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

А это порядок расположения планет в солнечной системе: «Мы Ведь Знаем, Мама Юли Села Утром На Пилюли». Но придумывать рифмованные запоминалки можно посоветовать тем, кто вообще любит сочинять стихи.

Очень часто, изучив информацию о приемах мнемотехники, люди скептически хмыкают и не спешат их использовать. Почему? Не потому, что не верят в их эффективность, а так как считают, что проще и быстрее 25 раз повторить, чем сочинять стихотворение, составлять план или придумывать яркую живую картинку, а уж тем более размышлять над сложным и нудным текстом. Это же думать надо!

Вот именно! А зачем вам бессмысленно задолбленная, обрывочная (вся все равно не запомнится) информация? Предложенные здесь приемы не просто мнемотехника, они развивают мышление, творческие способности и создают привычку правильного, осмысленного запоминания. С их помощью вы сможете по-настоящему овладеть искусством мнемоники.

Привет, комрады. Пора уже нам взрослеть и обрастать силой по всем направлениям: как физическим, так психическим и социальным. Меня зовут Денис Борисов и сегодня мы будем закладывать то, что я называю «основой» или «базой» для всех остальных сфер нашей жизни. Знаете ли вы, в каком обществе мы живем? Самые популярные ответы обычно: капиталистическом, индустриальном, демократическом или уж совсем смешные (некоторые верят, что мы живем, к примеру, в правовом обществе, гыгыгыгы). НО, на мой взгляд, то, что действительно отличает нашу цивилизацию от прошлых, — это наличие огромного количества данных и информации, которыми современный человек окружен и вынужден оперировать. Поэтому, внимание, мы живем в ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ! И наша задача научится чувствовать себя в этом обществе как рыба в воде.

О.к. Теперь самое главное. У нас сюжет соправаждает аж ДВА видеоролика:

ПАМЯТЬ 1.0 (как запомнить все)

ПАМЯТЬ 2.0 (человек vs компьютер)


Огромные потоки информации окружают нас повсюду . Мы привыкли к ним и не замечаем, но, поверьте, если выдернуть из прошлого нашего предка, то он бы не смог самостоятельно выжить в нашем обществе потому что у него отсутствует навык усвоения такого количества информации. Он бы просто сошел с ума или опустился на самое дно социума.

Ты просыпаешься, завтракая ты уже впитываешь чудовищный обьем информации из телевизора. Затем ты едешь на работу продолжая делать то же самое, читая книгу и слушая одновременно радио. На работе у тебя интернет и открыто сразу множество сайтов. Ты знаешь огромное количество вещей . Ты знаешь курсы валют, где лучше всего отдыхать в этом году, температуру кипения воды, как выглядит флаг государства находящегося на другой стороне планеты, как сделать спирт из браги, чем отличается протеин от креатина и массу остальных нужных или не очень нужных знаний.

Еще совсем недавно, каких то пару сотен лет назад, для большинства наших предков серьезной новостью было рождение котят у кошки деревенского старосты. А если удавалось побывать раз в год в столице на ярмарке, то такой человек мог годами приковывать внимание слушателей у себя дома пересказом этого «выдающегося» в его жизни события.

А сейчас даже начало войны в странах ближнего востока для нас уже не новость, а обыденность. Вместо же ярмарки у нас куча клоунов на эстраде, которым просто уже нечем нас удивить: Пап, а кто такие трансвеститы? – Не знаю, помоги лучше лифчик застегнуть (мат, сиськи, совокупления в прямом эфире, драки и пидаристия настолько приелись, что людям даже лень это обсуждать).

Естественный отбор все расставляет по своим местам. Выживают самые приспособленные. Чем лучше человек умеет впитывать и оперировать информацией, тем выше его ранг в современном обществе . Тем прочнее он стоит на ногах и тем больше шансов у него реализоваться. Что ж…Надеюсь я вас убедил. А кого не убедил, тот — Филип Киркоров.

Хорошо. Еще раз: важно уметь «впитывать» и оперировать информацией. Сегодня я вас научу «впитывать» информацию большими кусками, складировать ее в ваш мозг и хранить очень долго или не очень в зависимости от нужды.

Когда мне было около 12 лет, родители отдали меня на какие-то «мутные» тренинги улучшения памяти. Назывался тот кружок «Мальто», что это обозначало, я так и не узнал (даже Гугл Всемагущий не в курсе) , но зато я узнал очень много интересных вещей помогающих запоминать информацию. Те вещи я до сих пор использую в своей жизни, когда мне нужно что то запомнить. И начнем мы с мозга и информации.

Где в мозге хранится информация?

Вопрос очень забавный, потому что никто не может на него четко ответить. Многие ученые уверены, что мозг вообще не запоминает «информацию», а запоминает нечто совершенно другое, на что мы обычно не обращаем внимания.

Эти же ученые разбивают всю «информацию» на три группы.

1.Продукт деятельности мозга: создается мозгом человека т.е. ее нет без человека. Это вербальные образы, слова, т.е. образы (на бумаге) и музыкальные образы. Короче мозг может создать образы, которые вы зафиксируете на чем то и это смогут увидеть ваши потомки. Формулы, книги, файлы…все это относится к этому типу.
2.Обьекты окружающего мира : физические и химические сигналы, которые отражаются в вашем мозге через каналы восприятия (глаза, уши, нос и т.д.)
3.Связи между объектами окружающего мира : солнце на небе, когда молния, то гром, если насморк, то болен и т.д.

Первые две группы «информации» мозг не запоминает. В это сложно поверить, но это так. Вся эта информация никак не фиксируется мозгом. Ее нет в мозге (даже в виде электрических импульсов). Мозг не запоминает образы.

Денчик, но я же помню образы и слова. Откуда же они тогда берутся? Все очень просто: это рефлексы. Скажите, откуда берется отдергивание руки, когда вы дотронулись до горячего чайника? Ниоткуда! Жар воздействует на рецепторы и срабатывает связь (рефлекс) отдернуть руку. Так происходит и с любыми другими «образами» (телефоны, текста и т.д.). Все это создается (генерируется) мозгом из связей.

Поэтому важно, чтоб в мозг начали поступать стимулы, заставляющие срабатывать образованные ранее связи, по которым происходит «создание» (генерация) информации: слов, цифр и других образов.

Именно поэтому вам не возможно запомнить без связанный набор цифр. К примеру, номер телефона: 9174145. НО, чем больше вы увидите связей, тем проще вам запомнить нужный набор цифр. Посмотрите внимательно: 1917 — октябрьская революция в России, 1941 начало войны, а 1945 г. — ее конец. Связали все это в голове и вот…. уже все запомнилось.

Смысл памяти

Представьте, что я вам говорю: «Комрады, понедельник» . Или: «4 и 9» . Запоминание одноэлементного сообщение не имеет смысла (связи), до тех пор, пока не появится второй элемент: «блог Дениса Борисова выходит по понедельникам», » В одном грамме белка или углевода 4 Ккал, а в одном грамме жира 9 Ккал». Появление связи сразу же упрощает дело.

ВЫВОД: Память работает по единственному принципу «стимул — реакция (рефлекс)». Ничего другого нет. Система связей объясняет все.
А теперь, ВНИМАНИЕ! За счет образование связей (ассоциаций) облегчается запоминание нужно информации и увеличивается «обьем» памяти . Есть множество хитрых приемов и техник образования таких связей. И сейчас мы разберем основные.

Основная идея всех этих приемов заключается, во-первых, в замене абстрактных объектов и фактов на визуальные образы (чаще всего визуальные, хотя есть еще аудио и кинестетические образы). А во-вторых, в связывании новых образов и объектов с уже имеющейся информацией (связями-образами) в памяти . Совокупность всех этих приемов и техник называется МНЕМОТЕХНИКА. Люди, которые ей занимаются в состоянии легко запомнить, к примеру, 100 цифр и слов подряд. Причем это совсем не сложно если знать как. В средних классах школы я провоцировал соревнования с группой одноклассников: кто запомнит подряд больший ряд слов, и всегда выигрывал, потому что пользовался мнемотехникой, а они пытались «зазубрить» последовательности.

На практике.

Часто меня спрашивают парни: Ден, как же все это использовать на практике? Очень просто друзья. Процесс запоминания — это поиск связей, либо создание новых связей в массиве образов вашего головного мозга. ВСЕГДА ИЩИТЕ или СОЗДАВАЙТЕ новые ВИЗУАЛЬНЫЕ СВЯЗИ (образы) ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.

Никогда не пытайтесь запомнить («зазубрить») абстрактную информацию, потому что абстракции мозг не запоминает. Всегда создавайте ОБРАЗЫ-СВЯЗИ (рисунки) у себя в голове.

Примеры:

sleeve — анг. Рукав. Это английское слово можно «зубрить» пол дня и в результате так и не запомнить. А можно придумать зрительный образ-связь и запомнить моментом. Представьте себе рукав свитера (плаща, пулловера и т.д.) который провисает от спелых слив набитых туда. Человек в подобном прикиде смотрится очень странно, но это только нам на руку: ассоциация РУКАВ ПОЛНЫЙ СЛИВ теперь запомнится навсегда. Мы создали образ-связь и он комфортно лег в наш мозг.

Супинация и пронация : образ «Суп несла - пролила». Представим себе сексуальную официантку подающую вам суп — супинация (ладонь разворачивается в сторону большого пальца), а вот она разливает горячий суп себе на ноги — пронация (ладонь разворачивается в сторону мезинца)

Геометрия : чем отличается биссектриса от медианы? Нам нужно определиться что такое первое, и что такое второе. Создаем яркие образы.

  • Биссектриса - это крыса (бегает по углам и делит их пополам/шныряет по углам, разгрызает пополам)
  • Медиана - это обезьяна (лазает по сторонам, делит их пополам/прыгает по сторонам, ломает их пополам)

Цвета радуги: Красный, Оранжевый, Жёлтый, Зелёный, Голубой, Синий, Фиолетовый. Классика жанра — сочный образ: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

Спектральные классы звезд: O, B, A, F, G, K, M. Зазубрить эту абстрактную последовательность очень сложно, поэтому мы так поступать не будем. Нам нужны сочные образы. К примеру так: Один Бритый Англичанин Финики Жевал, Как Морковь. Ну а если вы уже выучили английский язык, тогда вам еще проще: вспоминаем нашу сексуальную официантку и делаем ей не пристойное предложение: O, Be A Fine Girl, Kiss Me.

Сывороточный и казеиновый протеины. Оба молочные, но один быстро усваивается, а второй долго. Как запомнить? Эта девушка принесла нам стакан МОЛОКА, которое на солнце БЫСТРО СВЕРНУЛОСЬ (сывороточный «свернулось»). А вот та телка — КОЗА не дает ДОЛГО (казеиновый — долгий).

Какие образы-связи лучше всего использовать?

Такие образы как: секс, сперма, говно, смерть, боль, гомики и т.д. очень хороши для облегчения запоминания. Потому что, чем ассоциация более эмоциональна, тем лучше и быстрее она запоминается. Т.е. чем пошлее ваш зрительный образ тем проще вы его запомните . Если у вас получится придумать ассоциацию при мысли о которой вы краснеете, то будьте уверены: вы запомните нужное на всю жизнь.

Использовать близкие вам образы лучше, чем обобщенные. Если вы представляете официантку для того, чтоб запомнить понятия «супинация — пронация» или «спектральные классы звезд», то лучше ее представить в виде вашей соседки, которую вы хотите трахнуть уже пол года, либо в виде Анжелины Джоли в стрингах и на высоких каблуках. Чем больше эмоций, и чем ближе образ, тем лучше запоминание.

Пример: вам нужно запомнить последовательно планет солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон ). Я в детстве уже знал всю земную группу до Марса, а вот чтоб запомнить планеты гиганты я использовал слово код «ЮСУНП » (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). Само слово я «зазубрил» потому что был не опытный и не использовал яркие зрительные образы. Сейчас я бы поступил гораздо проще.

ЮСУНП You СУН ул П исю в Гигантскую девочку (1-й вариант)

М-В-З-М-Ю-С-У-Н-П — Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пиздюлю (или Пилюли). (2-й вариант)

Как видите, с помощью таких образов, запоминание идет гораздо веселее.

Размер образов — следующий важный фактор для успешного запоминания. Размер всех образов должен быть крупным (заполнять воображение). Если вы представили муравья, то увеличите его предельно.

Соединяя разные по размерам образы, меняйте их размер. Если вы соединяете образ муравья и самолета, то муравья мы увеличиваем а самолет уменьшаем, чтоб они были соразмерны. (К примеру вам нужно запомнить, что Вася Муравьев работает диспетчером на авиа линиях — вот и представьте на сидящем на огромном самолете огромного муравья с микрофоном в жопе)

Запоминая, концентрируйтесь (фокусируйтесь) на конкретной паре и только потом переходите на следующую. Для этого обычно достаточно 5-6 секунд (если пара уже готова)

Часто путают процесс соединения образов с понятием ассоциации. Соединение образа телки-козы и казеинового протеина — это не образование ассоциации. Это СПОСОБ, с помощью которого образуется ассоциация: казеиновый протеин значит долгий, значит молочный.

Все ассоциации нужно запоминать ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО . Это делается двумя основными способами:

1. ассоциации на вспомогательных образах (шагаем от образа к образу делая связи)
2. связь ассоциаций между собой («матрешка»). (Погружаемся в образ)
«Матрешка» образует некий «информационный блок» родственной информации. Это способ удобно использовать для запоминания группы такой информации (таблицу, список номеров, последовательность глав и т.д.)

Образование ассоциаций

Ассоциация — это группа образов кодирующая информацию. В такой группе всегда должна присутствовать ОСНОВА (главные элемент) и другие образы — ЭЛЕМЕНТЫ ассоциации. Элементы могут быть заранее подготовленными (подбор цифрового или буквенного кода), либо элементы можно создавать в процессе создания связей (в процессе запоминания). Что такое заранее подготовленный цифровой или буквенный код?

Приемы кодирования информации.

Для запоминания сложной абстрактной информации (числа, буквы) можно подготовить заготовки (шпаргалки) — готовые образы, которые будут выступать ЭЛЕМЕНТАМИ для запоминания ОСНОВНОЙ информации.

Есть готовые коды (если вы читаете сейчас «подполье» то, они находятся внизу после статьи), а можно придумать коды свои собственные….специально для себя. Так качество вашего мнемокодирования будет еще лучше. Как это делается? Например нам нужно запомнить какой то набор цифр. К примеру 1265 — код от вашей email почты. Образ вашей почты будет — ОСНОВОЙ, к которой мы будем крепить элементы кода.

Код-шпаргалку мы составляем (или запоминаем готовый). один раз и на всю оставшуюся жизнь из ярких образов (существительных).

Пример (импровизирую походу):

0 — рама (похожа по форме на «ноль»)
1- Ока-река (течет прямо как стрелка)
2- Юла (вращается зигзагом)
3- Тир (Созвучие Три-Тир)
4- Чайник (Четыре начинается с Ч)
5- Пар (та же фигня)
6- Шар (та же фигня)
7 — Коса (похожа по ферме на косу)
8…- сами придумайте…устало я))))))

Запомнить такой код очень легко, особенно если вы сами его придумаете. Фактически в момент придумывания (подбора зрительной связи-ассоциации УЖЕ происходит запоминание)

О.к. Как это работает? ОБРАЗ вашей email почты + 1 (Ока) + 2 (Юла) + 6 (Шар) + 5 (пар). Теперь нам нужно последовательно объединить эти образы. Представляем себе огромный разбитый монитор компьютера из которого растекается р. Ока, огибает чуть меньшего размера Юлу, вместо ручки у которой Шар, а над разбитым монитором вьется маленькая струйка Пара.

Когда вы садитесь за комп и пытаетесь вспомнить код от электронной почты, вы последовательно извлекаете образы: Комп (почта), Ока, Юла, Шар, Пар = пароль от мыла: 1265. Разве это не чудесно?

Причем готовый цифровой код вы можете использовать бесконечно количество раз для запоминания бесконечно большого количества цифровой информации.

ВАЖНО: не используйте готовый код как ОСНОВНОЙ ОБРАЗ, а только как вспомогательные элементы . Почему? Потому что вы запутаетесь в образах. Начало (основной образ) всегда должен быть оригинальным, чтоб не было в будущем путаницы. Если вы пару раз используете в качестве основного образа готовый код — ТИР (к примеру), то как вы будите разбираться в каком случае и к чему он относится?

Готовые коды — великолепный способ запоминать все что угодно в больших количествах . Я вам дал не большой пример (после статьи смотрите остальные варианты), которых существует огромное количество. Для удивительных успехов вам нужно запомнить цифры не от 0 до 9, а хотя бы от 0 до 100. Это позволит вам запоминать четырехзначные цифры с помощь двух образов (см. в конце статьи готовый код). К примеру 4435 — это две цифры 44 + 35. В вашем двухзначном коде это могут быть образы ЧеЧенца, ЧеЧевицы (цифра 44) и ТоПор (цифра 35) . В итоге, если 4435 код от парадного вашей подружки, тогда можно просто представить в дверях этого парадного чеченца с огромным топором в грудине (кишки и кровь активно стекают на пол). Такая жесткая ассоциация-связь запомнится вам потом на всю оставшуюся жизнь.

Если же вы сможете создать трехзначный цифровой код-шпаргалку т.е. запомните почти 1000 трехзначных цифр, тогда ваши возможности по запоминанию цифровой информации ускорятся еще на один порядок. Кстати кодировать можно и нужно не только цифры. Можно кодировать месяцы года и дни недели для облегчения запоминания конкретных дат. (образцы смотрите в приложении к рассылке)

Создание «Директорий» для хранения и извлечения информации.

Вам очень легко можно найти вещь в том случае, когда вы знаете, где она должна лежать. Именно поэтому на компе вы обычно создаете директории (графика, видео, игры, тексты и т.д.). Причем часто они последовательны Работа-Тексты-Договора…или Графика-фоты-порно-большие сиськи…. Подобные «папки» и последовательности можно создавать и в своей голове для облегчения работы с информацией.

Как создать такие «папки» в своей голове? Очень просто. Нам нужны последовательные «опорные точки» (образы) для того, чтоб мы могли к ним привязывать те или иные данные в зависимости от направленности.

У вас уже сейчас в голове есть множество подобных «опорных точек», которые можно использовать. Например: последовательность зрительных образов на пути с дома до тренажерного зала или работы (подъезд, лестница, скамейка, дорога, магазин, дома вокруг, остановки автобуса…). Огромное количество последовательных (постоянных) зрительных образов в вашей голове, каждый из которых можно дробить на еще более мелкие образы до бесконечности. Например магазин рядом с остановкой имеет ряд отделов, а в отделах разные полки…и т.д. Какая нам выгода с всего этого?

Ну представим, что вы не просто запоминаете телефон девушки Кати, а «сохраняете» его в нужной директории — Телефоны (продуктовый магазин) — новые телки (мясной отдел) — буква С (деревянные сани в углу мясного отдела) — Саша (металлическое кольцо в спинке саней т.к. у Саши пирсинг). А уже к этому кольцу мы можем прилепить готовый числовой код по принципу, который я вам объяснял чуть раньше.

Теперь представьте: лежите вы субботним вечером один на пляже, с новым телефоном, потому что старый вы, дурак, потеряли и думаете об одном: Кому бы вдуть? Хм…вдуть…это нужна женщина (я надеюсь что вы относитесь к традиционной ориентации) и ее телефон для начала. Тэкссс….Телефоны у нас в директории «продуктовый магазин», что тут у нас…. рабочие телефоны у нас в «бакалее», родня в «молочном»…ах вот оно….новые телки в «мясном отделе». Так…что тут у нас….Параболическая Антена — буква А: Алина, Алена…маленькая грудь…Не..не то….Так..хм….Сани: буква С….Саша с пирсингом и большими сисями…а вот и телефончик. Звоним!

Только представьте насколько эффективно вы пользуетесь знаниями. Насколько быстро и систематически вы можете извлекать всю нужную информацию. Та с помощью такой технологии можно выучить 5-ти летнею академическую программу за пару месяцев. Причем не просто выучить, а систематизировать и запомнить на всю жизнь. Было бы желание.

Можно создавать временные директории для оперирования временной информацией как ОЗУ (оперативная память) в компе. К примеру обстановка в любом знакомом вам месте (квартира, работа, тренажерный зал) это уже готовая последовательная директория. Когда вам нужно запомнить последовательную информацию на какое то короткое время, то вы просто загружаете эту знакомую директорию.

Тренажерный зал: от входа — стойки для приседаний — блочная рама — гантельный ряд — брусья — римский стул и т.д… Теперь нужную для запоминания временную информацию вы просто последовательно привязывайте к образам: стойки…затем…рама…гантели…потом брусья и т.д. Для извлечения смотрим последовательно образ и что к нему привязано: так стойки…хм…на них курьер с протеином…тэкс….и телефончик его….так что там у нас дальше….блочная рама с прибитым календарем (план дел на сегодня)…. и так далее. На следующий день можно загрузить директорию другой временной информацией.

Метод активного повторения

О.к. поговорим теперь о том, как перенести информацию из временной памяти в долговременную. Как вы уже поняли мы храним информацию в виде связанных между собой зрительных образов. НО если этими СВЯЗЯМИ не пользоваться, тогда они саморазрушаются. В этом и заключается причина забывания информации. Причем чем хуже (слабее) связи, тем быстрее они разрушаются. Чем меньше вы ими пользуетесь, тем быстрее они разрушаются.
ВЫВОД: для сохранение связей, их необходимо повторять! При многократной активизации связей происходит перевод информации из краткосрочной в долгосрочную.

Очень важный секрет. Современная система изучения информации в ВУЗах и школах в корне НЕ ВЕРНА! Потому что использует многократное восприятие этой информации (многократное прочтении или просмотр информации). Это не работает с абстрактной информаций. Студенты очень не эффективно тратят свое время.

Запомните: для того чтоб закрепить связи между образами ВЫ ДОЛЖНЫ их ПРИПОМИНАТЬ!!! ! Т.е. не просматривать из внешнего источника, а доставать из внутреннего источника (из ваших мозгов). ПРОСМОТР — это кал. ПРИПОМИНАНИЕ — это золото!

Если вы не можете вспомнить какую то связь, то это значит можно подсмотреть и обновить зрительный образ (сделать его более ярким). НО правильно все же сначала создать зрительные образы и запомнить всю информацию (сделать контрольное припоминание сразу после усвоения). После этого можно регулярно «доставать» эти знания из головы (припоминать). Как часто и как долго?

Делаем один подход (от и до). через час после контрольного запоминания. Следующий подход мы делаем через три часа и последний вечерний (чрез 6 часов) перед сном. Последнее для закрепления — на следующий день утром. В следующие 3-4 дня вы либо повторяете всю процедуру в полном обьеме 3-4 припоминания в день), либо чуть в меньшем обьеме. Затем интенсивность повторений можно снизить до 1 «извлечения» в день. Через две недели вы запомните информацию настолько качественно, что для ее постоянного хранения вам будет достаточно одного припоминания раз в 2 месяца.

Когда вы хорошо запомните информационные образы, их повторение будет у вас отнимать очень мало времени, потому что вы будете прогонять в голове только основные визуальные образы, без глубокого сознательного их разложения. То на повторение чего у вас уходило скажем 5 минут в начале, через пару месяцев у вас будет отнимать 5-20 секунд. И это хорошая новость.

Компьютер VS Человек

— В конце-концов, полтора кило мозгов — куда большая загадка, чем грамм кремния в микросхеме
С. Лукьяненко, «Лабиринт отражений»

Наш мозг — удивительная штука. Человеческий мозг — самая сложная вещь, в этом мире. Только вдумайтесь в цифры: 150 миллиардов нейронов, каждый из которых может организовывать до 10.000 связей. Это убийственное число больше чем количество звезд в нашей расширяющейся вселенной. Сравнивать мозг и компьютер — это все равно что сравнивать рогатку с ядерной бомбой. Не верите?

Просто оглянитесь вокруг. Как вам? Только представьте, какая должна быть у компа конфигурация, чтоб воспроизводить такую графику? Есть люди, которые скажут, что компы гораздо быстрее оперируют с информацией….Но, друзья….Оглянитесь еще раз вокруг. Только представьте какой сумасшедший массив информации обрабатывает и постоянно корректирует ваш мозг. Причем все это в пассивном режиме. Воистину, любой комп — примитивная игрушка, по сравнению с мозгом человека. Единственное его «кажущееся» преимущество связанно с тем, что человек научил компьютер работать с определенной информацией и по определенному алгоритму. НО….с таким же успехом человек может и сам научится и определится с нужными алгоритмами. Только и всего. Сегодня я попытался дать вам нужное направление для выбора алгоритма хранения и извлечения информации. К сожалению всего рассказать не возможно и я затронул только самую верхушку. НО…главное начать. Так же как и в любом другом деле.

Выводы:

  1. Используем визуальные образы для формирования связей. В этом суть запоминания.
  2. Чем более красочный или пошлый образ, тем лучше он запоминается
  3. Лучше потратить пару минут на придумывание образов и запомнить потом за 6 секунд, чем «зубрить» пару минут информацию и забыть ее к вечеру.
  4. Запоминание — это регулярное ИЗВЛЕЧЕНИЕ из ПАМЯТИ, а не просмотр внешних источников.
  5. Цифровые коды (Шпаргалки) — облегчают запоминание
  6. «Директории» в голове можно и нужно создавать так же как и в компе.

У каждого найдутся свои маленькие хитрости, которые помогают запоминать больше и лучше. От детского подкладывания книги со стихами под подушку до рисования скетчей своих мыслей. Наука же описывает ряд общих черт того, как человеческий мозг принимает новую информацию.

1. Мы лучше запоминаем то, что видим

Мозг задействует 50% своих ресурсов для анализа увиденной информации. Другими словами, половина его мощности отводится обработке зрительных процессов, а оставшаяся часть делится среди остальных способностей организма. Причём зрение напрямую влияет на другие чувства. Прекрасный тому пример - испытание , в котором 54 любителей вина попросили продегустировать несколько образцов виноградного напитка. Экспериментаторы подмешали безвкусную красную краску без запаха в белые вина, чтобы выяснить, смогут ли участники обнаружить подвох. Они не справились, и красное зашло вместо белого на ура.

Зрение - настолько важная часть того, как мы интерпретируем мир, что оно может подавлять остальные чувства людей.

Ещё одно неожиданное открытие , связанное со зрением, заключается в том, что мы видим текст в качестве отдельных изображений. В то время как вы читаете эти строки, ваш мозг воспринимает каждую букву в виде картинки. Это факт делает чтение невероятно неэффективным по сравнению с получением информации из изображений. При этом двигающимся объектам мы уделяем большее внимание, чем статичным.

Изображения и анимация способны ускорить ваше обучение. Добавляйте каракули, фотографии или вырезки из газет и журналов к своим заметкам. Используйте цвета и диаграммы, чтобы проиллюстрировать новые знания.

2. Мы помним общую картину лучше её частностей

Изучая множество новых понятий, нетрудно утонуть в нарастающем потоке данных. Для того чтобы избежать перегрузки, необходимо оглянуться назад и обрисовать общую картину. Вы должны уяснить, как свежие знания вписываются в единый пазл, как они могут быть полезны. Мозг лучше усваивает информацию, если он проводит связь между ней и чем-то ранее познанным в рамках одной структуры.

Для лучшего понимания приведём метафору. Представьте, ваши извилины - шкаф со множеством полок. По мере того, как вы раскладываете по шкафу всё большее количество одежды, вы начинаете её разделять по разным признакам. И вот обновка (новая информация) - чёрная кофта. Её можно отправить к другим вязаным вещам, положить к зимнему гардеробу или определить к тёмным собратьям. В реальной жизни ваша кофта найдёт своё место в одном из этих уголков. В вашем мозге знания связываются со всеми остальными. Вы без труда вспомните информацию позже, ведь она уже пронизана нитями того, что крепко засело в вашей голове.

Держите в поле зрения большую схему или списки заметок, объясняющие целую картину того, что вы изучаете, и всякий раз добавляйте туда новые элементы на протяжении всего нелёгкого пути.

3. Сон сильно влияет на память

Исследования показали , что полноценная ночь сна между зубрёжкой и экзаменом существенно улучшает результаты. В одном из экспериментов проверялись двигательные навыки участников после их интенсивного обучения. И те испытуемые, кто спал 12 часов до проверки, показали куда лучшие результаты, чем те, кого тестировали каждые 4 часа бодрствования.

Дремота также добавляет положительный эффект. В стенах Калифорнийского университета выяснилось , что студенты, которые кемарили после решения сложного задания, выполняли следующие задачи лучше, чем те, кто не сомкнул век.

wernerimages/Shutterstock.com

Важно знать, что сон хорош не только после, но и до обучения. Он превращает мозг в сухую губку, готовую впитывать в себя каждую каплю знаний.

4. Недостаток сна пагубно влияет на обучаемость

Недостаточная осведомлённость о сне и недооценка его важности самым неблагоприятным образом сказываются на «гибкости» ваших извилин. Наука ещё очень далека от детального описания всех целебных функций отдыха, но она чётко представляет, к чему ведёт его нехватка. Дефицит сна заставляет голову снижать обороты, действовать без здравого риска по шаблонным схемам. К тому же увеличивается шанс получить физическое повреждение из-за усталости всех «винтиков» организма.

Что касается обучения, недостаток сна сокращает способность мозга принимать новую информацию на 40% . Так что незачем мучить себя ночами с низким КПД, лучше отдохнуть и проснуться во всеоружии.

Результаты исследований Гарвардской медицинской школы содержат интересные цифры: ограничение сна в первые 30 часов после усвоения чего-то нового может свести на нет все достижения, даже если вы отлично выспитесь по прошествии этих суток с хвостиком.

Нормализуйте объём и периодичность сна во время обучения. Так вы будете намного более внимательны и сможете избежать провалов в памяти.

5. Мы сами учимся лучше, когда даём уроки другим

Подтверждением этому служит очень показательный эксперимент . Учёные разделили участников на две равные группы и выдали им одинаковые задания. По легенде половине испытуемых чуть погодя предстояло донести полученные знания до других людей. Нетрудно догадаться, что будущие «учителя» показали более глубокий уровень усвоения. Исследователи воочию убедились в силе «ответственного умонастроения», которое и дало столь эффективный результат.

Подходите к обучению с позиции «наставников». Так ваше подсознание заставит мозг различать тонкости схожих определений, тщательно разбирать материал и копаться в нюансах.

6. Мы лучше учимся по тактике чередования

Зачастую повторение кажется единственно верным способом заучить информацию или отточить навык. Такой метод не раз применялся вами при зазубривании стихотворения или броске в створ ворот с одной руки. Однако не столь очевидная тактика чередования может дать больший эффект.

Так, в одном эксперименте участникам показывали картины, написанные в разных художественных стилях. Первой группе последовательно демонстрировали по шесть примеров каждого стиля, а второй - вперемешку (разные школы в случайном порядке). Победили последние: они вдвое чаще угадывали принадлежность к стилю. Любопытно, что 70% всех испытуемых до начала исследования были уверены, что последовательность должна дать фору чередованию.

Не стоит зацикливаться во время тренировки только на пенальти. Изучая иностранный, смешивайте запоминание слов с прослушиванием речи в оригинале или письмом.

3 6 763 0

Суть памяти человека состоит в восприятии им информации, ее сохранении и воспроизведении при необходимости прошлого опыта.

Память выступает связующим звеном между прошлым человека, его настоящим и будущим. Фактически без нее человек не мог бы познавать мир, а, соответственно, и обучаться и развиваться. Все, что он воспринимает органами чувств (зрением, слухом, осязанием, нюхом, вкусовыми рецепторами), и есть его память.

Как же получается, что мы не запоминаем всей информации? Процессы мозга действуют так, чтобы сохранять лишь то, что нам важно. Далее мы рассмотрим подробно, как это происходит.

Механизм запоминания

Существуют два основных типа памяти: кратковременная и долговременная.

Кратковременная

Удерживает небольшой объем информации после короткого восприятия и быстрого воспроизведения.

Хранится информация от 5 секунд до 1 минуты.

Благодаря данному типу памяти сразу отбрасывается не нужная и не полезная информация, что защищает мозг человека от перегрузок. Считается, что емкость у каждого сугубо индивидуален.

Долговременная

Удерживает огромный объем информации, которая поступает после фиксации на ней внимания от 1 минуты и больше. Способствует этому, например, частое повторение.

Механизм запоминания

Это переход от кратковременной памяти к долговременной. То есть, после прохождения информации через кратковременную, остается только та, которая потенциально нужна и полезна, и она сохраняется в мозге.

Процессы

Память – сложный процесс, который предполагает участие множества систем организма. Она имеет несколько отдельных этапов, которые регулируют работу мозга.

    Запоминание

    Фиксация внимания на определенной, воспринимаемой информации и последующем ее сохранении. Считается, что мы хорошо запоминаем то, что нам интересно либо жизненно важно.

    Хранение

    Процесс, при котором воспринятая информация в первоначальном или в переработанном виде остается в головном мозге на длительное время и может использоваться им в любой момент.

    Воспроизведение

    Воссоздание человеческой памятью образа из ранее воспринятой и сохраненной информации.

    Узнавание

    Восприятие какого-либо объекта либо информации, представление о котором уже было сформировано ранее.

    Забывание

    Процесс противоположен хранению. При нем ранее воспринятая и сохраненная информация не может быть использована.

Основные законы памяти

Закон

Характеристика

Забывания Человек быстрее всего забывает заученный материал в первые часы и медленнее в последующие часы и дни.
Незавершенности Лучше всего запоминается информация, связанная с его незавершенными делами, чем та, что касается завершенных дел.
Осмысления Глубокое осмысление материала способствует лучшему его запоминанию.
Интереса Чем выше интерес к информации, тем легче она запоминается.
Установки Конкретная и четкая задача способствует лучшему усвоению материала.
Края Человек лучше запоминает ту информацию, что следует в начале и в конце текста, и хуже ту, которая в середине.
Контекста Лучше запоминается информация, связанная с какими-либо другими яркими впечатлениями.
Объема знаний Больше знаний и навыков в определенной области, сфере деятельности, помогают лучше запоминать новый материал.
Оптимальной длины запоминаемого ряда Превышение длины ряда информации перед объемом кратковременной памяти запоминается хуже.
Торможения Чтобы лучше усвоить информацию, необходимо делать паузы, так как в дальнейшем запоминание затормаживает сохранение того, что было усвоено ранее.
Повторения Чем больше и чаще человек повторяет определенную информацию, тем лучше он ее запоминает.

Свойства

Основными свойствами памяти человека являются:

  • Объем или емкость;
  • скорость протекания запоминания;
  • длительность хранения;
  • точность воспроизведения;
  • скорость воспроизведения.

Индивидуальные различия памяти у людей

Память каждого отдельно взятого человека следует рассматривать с учетом особенностей и свойств, присущих отдельно взятой личности.

Различия функционирования может проявляться в скорости запоминания, точности и объеме запоминаемого материала, точности и легкости воспроизведения. Доминирующий вид памяти (зрительной, слуховой, двигательной), определяет, в каком виде материал будет лучше воспринят человеком.

Важно отметить, что развиваются те виды памяти, которые человек чаще всего использует.

Также на память влияют интересы и склонности человека, физическое и эмоциональное состояние, прилагаемые им волевые усилия, отношение к виду деятельности.

Связь с другими психическими процессами

Память связана с такими процессами человеческого организма как внимание, ощущения, мышление, речь, воображение, интеллект и эмоции:

  1. Внимание позволяет отбирать осознанно информацию для запоминания.
  2. Запоминается поступающая через ощущения информация.
  3. Запоминание связано со степенью развитости процессов мышления.
  4. Речь извлекает информацию из памяти, а сохраненная информация представлена образами слов.
  5. Воображение базируется на уже существующих в сознании образов, которые можно изменить процессом мышления.
  6. Интеллект зависит от памяти, так как является совокупностью мыслительных программ.
  7. Лучше запоминается та информация, которая вызывает наиболее сильные и яркие эмоции.

Что приводит к нарушению процессов

Нарушения памяти – это состояния, когда человек не может полноценно воспринимать и использовать информацию. Может быть множество причин: от эмоционального перенапряжения и до заболеваний или поражений головного мозга. Каждый отдельный случай нарушения памяти сугубо индивидуален и рассматривается отдельно, учитывая все причинно-следственные факторы. Одними из самых распространенных могут быть:

  • Стрессы, переутомления;
  • нездоровый и малоподвижный образ жизни;
  • нарушение кровообращения в головном мозге;
  • разные черепно-мозговые травмы;
  • опухоли в головном мозге;
  • болезнь Альцгеймера;
  • психические заболевания;
  • врожденная умственная отсталость.

При обнаружении малейших нарушений нужно сразу обращаться к квалифицированным специалистам. Многие серьезные заболевания на начальных стадиях выглядят безобидно. Но как раз в этот момент назначенная специалистом терапия будет наиболее эффективна. Самолечение в данном случае категорически противопоказано.

Заключение

Заключение

Память играет необходимую роль для полноценной жизни каждого человека. Нарушения лучше предупредить, чем лечить. Поэтому следует заниматься тренировкой памяти в любом возрасте.

Лучшей профилактикой проблем является активный образ жизни. Полезны обыкновенные прогулки на свежем воздухе, не тяжелый труд, легкая гимнастика.

При регулярном выполнении таких мероприятий улучшается кровоснабжение головного мозга, кроме того, укрепляется физическое тело и улучшается самочувствие. Такая активная деятельность сопровождается восприятием и переработкой большого объема информации и тренирует концентрацию внимания и запоминания.

Нет 0

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Прокачай свой мозг. Давайте попробуем разобраться, как человек запоминает.

В мы разобрались, что память активный процесс, при котором отбираются наиболее важные данные и сохраняются в кодированной форме. Хотя есть мнение, что мы запоминаем всю информацию, поступающую на наши органы чувств, но, к сожалению не все можем вспомнить или не знаем, как это сделать. Но давайте к этому вопросу вернемся позже, а чтобы не пропустить, кому это будет интересно, подписывайтесь на RSS . А пока продолжим.

Итак, что же происходит во время запоминания? А происходит следующее: наш мозг получает информацию, кодирует и складирует ее, а затем при необходимости восстанавливает. И самое интересное то, что основные проблемы с памятью возникают на этапе восстановления информации, которые в большинстве случаев связаны с проблемами в кодировании, что в свою очередь может проистекать от сбоев в восприятии информации или неправильном складировании.

Наша память в каком-то смысле похожа на библиотеку, хранящая всю поступающую в мозг информацию. Для того чтобы наше представление о памяти было максимально близко к естественному положению вещей нужно, помимо материального воплощения библиотеки учитывать и принципы ее функционирования.

Для этого рассмотрим с вами следующий пример. В библиотеке любой пользователь, в случае если затрудняется найти нужную ему книгу, может обратиться к библиотекарю и получить необходимые указания. Поскольку библиотечные работники поддерживают там определенный порядок, они могут дать совет, где можно найти интересующую вас информацию. Продолжая сравнивать память с библиотекой, для долговременной памяти мы отведем шкафы и стеллажи. В роли библиотекаря у нас выступают активные механизмы памяти. Столом, за которым библиотекарь знакомится с новыми книгами, будет кратковременная память. Здесь происходит ее классификация и определение места на стеллаже долговременной памяти. Активные механизмы памяти, также как и библиотекарь, никогда не размещает информацию на стеллажах долговременной памяти , если она не прошла обработку за столом. Но рабочий стол имеет ограниченные размеры, а кратковременная память ограниченные возможности. Чтобы освободить место для новой информации библиотекарь должен регулярно очищать стол, упорядочивая поступающую информацию и освобождаясь от ненужных компонентов. После проведения таких работ часть материалов систематизируется и размещается на стеллажах, а часть материала неизбежно попадает в корзину. То есть библиотекарь – это тот механизм, который отбирает и кодифицирует полезную и необходимую информацию, облегчая ее дальнейший поиск. И секрет функционирования нашей памяти скрыт именно в работе библиотекаря: он знает какую информацию оставить и куда ее деть.

В один прекрасный день в библиотеку прибывает серия книг, которые нужно определить на хранение. Подготовив для работы необходимые материалы: инвентарь книг, правила каталогизации, этикетки библиотекарь приступит к работе с новыми книгами. Проведя классификацию, он расклеит все необходимые этикетки и расставит их на стеллажи. По этим этикеткам в дальнейшем библиотекарь может легко и быстро найти необходимую книгу.

Но есть и обратная сторона этого процесса, если на рабочем столе беспорядок или книг очень много, то какие-то книги могут просто упасть со стола и затеряться. У библиотекаря может не хватить времени на анализ информации и наклейку этикеток и он, чтобы освободить рабочий стол, поместит книги на стеллаж без квалификации, что затруднит их поиск. Ну и в худшем случае библиотекарь просто выбросит некоторые книги, посчитав их не интересными.

Как и в случае с библиотекой, для хорошей памяти мало только составления каталога поступающей информации, необходим еще и полноценный доступ к ней. То есть, нужен библиотекарь, способный анализировать информацию, снабжать ее этикетками и быстро находить ее на огромном складе информации нашей памяти . Таким образом, мы с вами приходим к выводу, что не размер библиотеки, не количество информации не влияет на эффективность библиотеки нашей памяти . А влияет на нее именно библиотекарь умеющий квалифицировать и складировать информацию. И чем качественнее и эффективнее работает библиотекарь, тем легче в дальнейшем найти книги. И по аналогии: хорошая память кроется в хорошей квалификации, кодификации и складировании.

А что вы думаете о такой аналогии? Насколько она адекватна?